Красногорский Узел

На главную

Что такое ТОС

 

Одной из форм местного самоуправления, одной из составляющих права на местное самоуправление является территориальное общественное самоуправление.

Определение территориального общественного самоуправления содержится в ст. 27 Закона 131-ФЗ «Об общих принципах развития Местного самоуправления».

Под территориальным общественным самоуправлением (далее по тексту – ТОС) понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (территория поселений, не являющихся муниципальным образованием, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территорий) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления.

Итак, во-первых ТОС, это - деятельность граждан.

Во-вторых, это состояние самоорганизации, готовности к самоуправлению, умение жителей, наличие условий для самоуправления.

В-третьих, это институт, то есть наличие дееспособной системы органов самоуправления и средств управления: органы плюс жители, способные к самоуправлению.

В-четвертых, - это и форма участия населения в решении вопросов местного значения.

Наконец, это общественные организации, общественные объединения, говоря точнее, это органы общественной самодеятельности.

ТОС являясь неотъемлемой частью местного самоуправления, становится одной из основ формирующегося гражданского общества. Реализация права на самоуправление создает условия для участия граждан в решении вопросов местного значения.

С точки зрения конституционно-установленных прав человека и гражданина территориальное общественное самоуправление является механизмом (системой) реализации двух конституционных прав граждан: на объединение и проведение собрания по месту жительства с целью защиты общих интересов населения данной микротерритории.

Территориальное общественное самоуправление осуществляется на определенной части территории поселения: подъезд многоквартирного жилого дома, многоквартирный жилой дом с прилегающей к нему территорией, группа жилых домов, улица, квартал, группа кварталов, микрорайон, сельский населенный пункт и иные территории проживания граждан.

 

Система территориального общественного самоуправления включает в себя:
- собрания (конференции) граждан жилых комплексов, микрорайонов, улиц, кварталов, домов и других территорий - высший руководящий орган;
- выборный и подотчетный собранию (конференции) граждан жилых комплексов, микрорайонов, улиц, кварталов, домов и других территории – постоянно действующий орган территориального общественного самоуправления.
Периодичность проведения собраний (конференций) устанавливается уставом территориального общественного самоуправления.

 

Органы территориального общественного самоуправления имеют право:
- созывать общие собрания (конференции) граждан для рассмотрения вопросов территориального общественного самоуправления, содействовать созданию и деятельности клубов избирателей, развитию других форм гражданской активности населения;
- осуществлять общественный контроль за соблюдением предприятиями торговли и бытового обслуживания прав потребителей;
- оказывать содействие в проведении культурных, спортивных, лечебно-оздоровительных и других мероприятий;
- выступать по просьбам и поручениям отдельных жителей соответствующей территории их представителями в суде при рассмотрении дел о нарушении прав и свобод граждан, в том числе предъявлять в суд заявление (иск) о признании недействительными актов органов государственной власти и местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

 

Органы территориального общественного самоуправления могут вносить предложения в органы местного самоуправления по вопросам:
- выделения земельных участков под скверы, стоянки автомобилей, гаражи и для других общественно полезных целей;
- создания и ликвидации объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, образования, здравоохранения, культуры;
- создавать в установленном порядке потребительские кооперативы, удовлетворяющие потребности населения в товарах и услугах;
- участвовать в осуществлении социальных программ, используя собственные и привлеченные средства;
- разрабатывать и представлять органам местного самоуправления проекты планов и программ развития соответствующей территории для использования их в составе планов экономического и социального развития района, принимаемых органами местного самоуправления;
- участвовать собственными средствами в создании и деятельности финансово-кредитных учреждений на акционерной или паевой основе;
- получать под свою ответственность кредиты и предоставлять ссуды из собственных средств, приобретать акции и облигации;
- организовывать иную экономическую деятельность, не запрещенную законодательством Российской Федерации, с целью удовлетворения социально-экономических потребностей населения;
- определять в соответствии с уставом территориального общественного самоуправления штаты и порядок оплаты труда работников органа территориального общественного самоуправления.

_________________________________________________________

 

Правовой статус и финансово-экономическая основа
территориального общественного самоуправления (ТОС)

Правовой статус определяет правовое положение конкретного субъекта права. Правовой статус включает в себя правосубъектность и субъективные права и обязанности субъекта права.

В соответствии со ст. 27 ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» территориальное общественное самоуправление (далее ТОС) является самостоятельным субъектом права, т.е. обладает право- и дееспособностью, а также субъективными правами и обязанностями.

ТОС – это независимый субъект муниципальных правоотношений. Вместе с тем, ТОС призвано осуществлять реализацию инициатив граждан по вопросам местного значения.

Финансово-экономической основой ТОС являются средства местного бюджета или собственные средства ТОС. ТОС может осваивать муниципальные бюджетные средства.

Взаимодействие органов местного самоуправления и субъектов ТОС способствуют более эффективному использованию бюджетных средств, особенно это касается вопросов местного значения конкретного поселения (деревни). При этом органы ТОС, как субъекты участия населения в местном самоуправлении, максимально приближенные к населению, знающие о проблемах развития соответствующей части территории муниципального образования, могут вносить в органы местного самоуправления (в администрацию сельского поселения Ильинское) предложения о том, на решение каких первостепенных проблем следует направить муниципальные средства.

Возможны три варианта взаимодействия органов местного самоуправления (администрация сельского поселения Ильинское) и ТОС при расходовании бюджетных средств муниципального образования (Желтухова Н.А. Финансово-экономическая основа территориального общественного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2006. N 5).

Первый вариант: ТОС просто указывает органам местного самоуправления на приоритетную область финансирования, а дальше органы местного самоуправления уже сами реализуют свои полномочия, используя муниципальные средства и решая указанную проблему.

Второй вариант: орган ТОС указывает органу местного самоуправления на проблему и, если будет более целесообразно органу ТОС как максимально приближенному к населению самому решить обозначенную проблему, орган местного самоуправления (администрация сельского поселения Ильинское) передает органу ТОС данное свое полномочие и финансовые средства для его реализации. Таким образом, органы ТОС могут очень эффективно осваивать средства местного бюджета.

В договоре указываются объемы и сроки выполнения работ и услуг, их стоимость, обязательства и ответственность сторон.

Третий вариант, при котором орган ТОС контролирует, эффективно ли используются муниципальные средства, по целевому ли назначению они ушли после передачи исполнителю (например, сельское поселение Ильинское получило средства из местного бюджета для ремонта колодцев - ТОС контролирует расходование этих средств и исполнение работ, для выполнения которых средства были переданы).

Принимая во внимание вышеизложенное создание ТОС в отдельном поселении (деревне) становится очевидной. Жители получают в соответствии с действующим законодательством инструмент по решению вопросов местного значения конкретного поселения (деревни).

Организационная форма в виде собраний (сходов) жителей поселения (деревни) в соответствии с ПОЛОЖЕНИЕМ «О порядке проведения собрания граждан Красногорского муниципального района» УТВЕРЖДЕНО решением Совета депутатов № 708/1 Пункт 4.1. Решения собрания носят рекомендательный характер для Совета депутатов и Главы Красногорского муниципального района.

 

Как выполняются рекомендации очевидно для каждого жителя поселения.

 

 

На сайте Рязанской городской администрации по адресу: http://www.msu.ryaz.ru/index.php?ns=400 размещено много толковых материалов (шаблоны), на тему: как создать ТОС (в Красногорске процедура идентична.)

 

17.02.2009 г.