Красногорский Узел

На главную

Очередной "крестовый поход" против пьянства.

 

Объявлен очередной "крестовый поход" против пьянства. Борьба с ним, безусловно, благородная и первостепенная задача, но почему-то она у нас увязывается с воспеванием времён вековой давности, - тех легендарных времён, когда старики были благообразными, молодёжь была набожна, а трезвая Русь процветала под державным скипетром благословенного Tsarj Niki II. Предлагаем обратиться к первоисточникам и посмотреть как там до октябрьского "переворота" было на самом деле. Для того, чтобы поклонники семейки Romanoff не обвинили нас в навете, обратимся к церковным сборникам.

 

И, так, фрагмент статьи из церковного сборника за 1907 год.:

 

"Пьянство и борьба съ нимъ.

Пъянство — вотъ великій недугъ русской народной жизни. Пьютъ крестьяне, пьютъ рабочіе, мастеровые, ремесленники, пьютъ не менѣе ихъ и люди интеллигентныхъ профессій. Трудно подсчитатъ весь тотъ вредъ, который приноситъ оно народу. Сколько тратится средствъ на водку, пиво, и другіе напитки, сколько безплодно и непроизводительно губится времени, силъ и здоровья! Сколько гибнетъ, вслѣдствіе пьянства, людей добрыхъ, умныхъ, способныхъ и умѣлыхъ тружениковъ. Сколько семействъ приходитъ въ растройство, сколько рождается отъ пьяныхъ родителей несчастныхъ уродовъ: глухихъ, слѣпыхь, эпилептиковъ, идіотовъ и т. п. Все это трудно учесть. Не говоримъ уже о разныхъ несчастныхъ случаяхъ, жертвою которыхъ погибаютъ пьяные люди. Календарь трезвеиника за 1903 годъ сообщаетъ, что отъ пьянства въ Россіи ежегодно гибнетъ, замерзаетъ, тонетъ и т. п. не менѣе 40 тысячъ человѣкъ. Есть отъ чего придти въ ужасъ... Всего же ужаснѣе то. что пъянство не только сокращается, но еще болѣе крѣпнетъ. прогрессируетъ. Въ одномъ изъ своихъ «маленькихъ писемъ» А. С. Суворинъ въ Новомъ Времени пишетъ: «Съ 1 іюля 1904 года по 1 іюля 1905 г. Тульская губернія пропила 5 мииліоновъ рублей. Съ 1 іюля 1905 г. по 1 іюля 1906 г. она числилась въ числѣ голодающихъ, получила пособія отъ казны 1 милліонъ 400 тысячъ рублей, Въ это же время,; т. е. съ 1 іюля 1905 г. по 1 іюля 6 г. она пропила 6 милліоновъ 200 тысячъ рублей, на 1 милліонъ 200 тысячъ болѣе предъидущаго года, т. е, пропила, сколько пропивала раньше и сверхъ того пропила почти все казенное пособіе, выданное на хлѣбъ по случаю голода!!! Пропить 6 милл. 220 тыс. во время голода! Пропить въ томъ числѣ 1 милл. 220 тыс. казеннаго пособія, выданнаго умирающимъ съ голода! Надо же одичать до такого алкогольнаго состоянія. Ужасно., когда пьяница пропиваетъ послѣдній кусокъ. хлѣба у голодной семьи. Но что сказать. когда цѣлая голодная губернія пропиваетъ милліоны во время голода, пропиваетъ милліоны, выданные ей изъ казны, чтобы не умереть съ голоду?! Шесть милліоновъ!! Вѣдь ихъ въ одинъ день на простой водкѣ не пропьешь. Пили цѣлый голодный годъ. И никто не обратилъ на это вниманія. Такъ и допустили пропить эти милліоны. Какого же возрожденія и обновленія ждать нашей несчастной родинѣ, когда въ ней цѣлыя губерніи допились до токого безумія! Не даромъ же такъ возрастаетъ и прогрессируетъ преступность, и не только количествомъ преступленій, но въ особенности ихъ качествомъ, особенно дерзкимъ и злымъ ихъ характеромъ. Не надо забывать, что всѣ наши бунты, въ большинствѣ, совершаются наспиртованными бандами, -- все это нравственное одичаніе и отупѣніе есть продуктъ алкогольной кулътуры. Итакъ, дайте намъ прежде всего трезвость; она нужнѣе всего. Никакія аграрныя, и общественныя, и государственныя реформы не дадутъ намъ счастія, если мы по прежнему будемъ тонуть въ отвратительной кло-акѣ алкоголизма». …"

 

Это ещё один материал из того же сборника характеризующий уровень процветания тогдашней России (чтобы, читатель мог понять, что унас ещё остались экономические "резервы"):

 

"ВОЗЗВАНІЕ

Саратовскаго Епархіальнаго Комитета о помощи голодающимъ.

 

Саратовекій Епархіалъный Комитетъ по оказанію помощи голодающему населенію Саратовской губерніи, задавшійся цѣлію организовать столовыя для дѣтей въ тѣхъ мѣстностяхъ, гдѣ не оказывается никакой посторонней помощи, а также помогать и духовенству, наиболѣе бѣдному и многосемейкому тѣхъ приходовъ, которые поражены голодомъ и потому не могутъ прокормить свое духовенство, снова обращается ко всѣмъ добрымъ людямъ съ усердною молъбою о пожертвованіяхъ. Вмѣсто собственныхъ словъ приведемъ слова тѣхъ, кто обращается къ Комитету за помощью: «дѣти ходятъ босые, раздѣтые, нищенствуютъ», «надо дать возможность дѣтямъ, хотя бы разъ въ сутки, покушать горячей пищй», «судя по наружному виду, дѣти недоѣдаютъ, они вялы, испиты, безжизненны», «открытіе столовой необходимо — у крестьянъ, куда ни посмотри, вездѣ «хоть шаромъ покати», гдѣ ни послушай, всюду одна пословица — ѣсть нечего»; «въ с. Арміевѣ начинается голодовка въ самой острой формѣ», «необходимо огкрытіе столовой. такъ какъ это избавитъ многихъ дѣтей отъ голодной смерти», «одежонка у учениковъ плохая—лохмотья; питаніе — одинъ картофель, даже хлѣба недостаточно», «нѣкоторые цѣлыми днями ходятъ голодные», «питаются водою».. А вотъ что пишутъ о положеніи духовенства голодающихъ приходовъ: «прихожанъ кормило и теперь кормитъ правительство, домашній скотъ крестьянъ прокармливаетъ правительство... Намъ (духовенству) содержать семьи и домашнюю скотину нечѣмъ и не на что. Что было возможно изъ домашней скотины продано и проѣдено, Въ настоящее время у причта нѣтъ: ни хлѣба, ни кормовъ для скота. ни денегъ для покупки, ни кредита извнѣ... И при этомъ у священника 9 чел. дѣтей, изъ коихъ пятеро учатся.» Къ сдѣланнымъ выдержкамъ прибавлять нечего — очевидно помощъ требуется немедленная и щедрая. Земской и правительственной помощи на всѣхъ не хватаетъ. Въ резулътатѣ недоѣданія уже появились болѣзни — по сообщенію Хвалынской уездной земской управы — семнадцать селъ этого уѣзда поражены цынгою и тифомъ Епархіальный комитетъ въ февралѣ мѣсяцѣ открылъ пять столовыхъ для дѣтей— школьниковъ въ разныхъ пунктахъ епархіи на 50 человѣкъ каждую: содержаніе каждой изъ нихъ обойдется приблизительно по 75 руб. въ мѣсяцъ. Между тѣмъ въ комитетъ поступили хода-тайства объ открытіи столовыхъ еще въ 16 школахъ епархіи, а у комитета въ распоряженіи всего 600 рублей, и къ тому же необходимо помогать и духовенству, и учителямъ церковныхъ школъ, не получающимъ ни отъ кого помощи! До нового же урожая еще четыре мѣсяца съ лишнимъ! Помогите же, добрые люди! И помните, что каждые 75 рублей дадутъ возможность поѣсть хотя разъ въ сутки горячей пищи 50 школьникамъ въ теченіе мѣсяца и избавятъ ихъ отъ необходимости питаться одною водою! Посылая свои пожертвованія, точно обозначайте, кому вы ихъ направляете — духовенству-ли, или на кормленіе дѣтей, такъ какъ каждая жертва получаетъ назначеніе, строго соотвѣтствующее волѣ жертвователей. Мы просимъ о помощи во имя Христа для Христа, сказавшаго: «Взалкахся бо, и дасте Ми ясти.. Понеже сотво¬ристе единому сихъ братій Моихъ меньшихъ, Мнѣ сотвористе.» Мѳ. 25. 35. 40.

 

Адресъ Комитета: Саратовъ. Епархіальному Комитету по оказанію помощи голодающимъ.

Предсѣдатель Комитета свящ. С. Четвериковъ. Дѣлопроизводитель, діаконъ А. ІІротоклитовъ."


Это, ещё по поводу "резервов":

 

"ВОЗЗВАНІЕ

отъ священниковъ и братіи Бузулукскаго уѣзда

Самарской епархіи,

 

Всѣмъ извѣстно, какой ужасный неурожай постигъ Самарскую губернію и въ особенности Бузулузскій уѣздъ. Въ раіонѣ-же рѣки Бузулука неурожай хлѣбовъ и травъ вездѣ повторный и осложнялся другими бѣдствіями. Бѣдствіе началось небывалымъ разливомъ рѣки Бузулука весной 1906 года; разливомъ размыло многія постройки крестьянъ, у нѣкоторыхъ погибъ скотъ, у другихъ испортило послѣдніе запасы муки и зерна. Наступила сухая весна и еще болѣе сухое лѣто. Траву пожгло, а десятина посѣва дала 3 — 4 пуда, мѣстами же не дало ни-чего. Такимъ образомъ крестьяне остались безъ хлѣба и безъ корма для скота. Скотина стала обузой для хозяина и ему приходится сбывать за безцѣнокъ даже необходимый живой инвентарь, рискуя остаться къ веснѣ безъ посѣва за недостаткомъ рабочей скотины. Правительство и общеземская организація пришли на помощъ потерпѣвшимъ, но помощь эта нѣсколъко запоздала и является не вполнѣ достаточной, Помощь правительственной ссудой оказывается въ размѣрѣ одного пуда на взрослаго ѣдока и полпуда на малолѣтняго, при чемъ на «работниковъ» ссуды совершенно не выдается. Помощь же отъ общеземской организаціи строго ограни¬чена по размѣрамъ (принято за норму кормить не болѣе 1/5 части всего населенія.) Въ общемъ такой помощью можетъ удовлетворяться лишь тотъ крестьянинъ, кото-рый имѣетъ хоть нѣкоторый запасъ своего хлѣба, а такъ какъ большинство его совершенно не имѣетъ, то недостачу такимъ приходится пополнять отрубями или-же прибѣгать къ такимъ способамъ экономіи, которые граничатъ съ голодовкой. Наконецъ недостатокъ сѣмянъ и рабочаго скота къ предстоящему посѣву грозятъ и въ будущемъ году такимъ-же, если не страшнѣе, голодомъ. Мы, сельскіе священники и интеллигенція раіона р. Бузулука, сплотились на борьбу съ несчастіемъ: съ вѣдома Его Преосвященства, Константина, Епископа Самарскаго, у насъ составился частный кружокъ вспомоще-ствованія голодающимъ. Кружокъ поставилъ себѣ цѣлію облегчить по возможности горькую и безотрадную участь прихожанъ. Мы обратились съ воззваніями въ Москву, Петербургъ и другіе города. На полученныя пожертвованія нами открыты пять дѣтскихъ столовыхъ въ разныхъ селахъ. Настоятельная нужда открыть столовыя и въ дру-гихъ селахъ заставляетъ насъ обратиться къ добрымъ людямъ съ просьбою придти на помощь голодающимъ и тѣмъ исполнитъ заповѣдь — накормить алчущаго и одѣть нагого.

 

Пожертвованія покорнѣйше просимъ направлять по адресу: Самарской губ., Бузулукскаго у., Андреевской волости, села Байгоровки свящекнику о. Николаю Иванову.

 

Примѣчаніе редакціи: Подлинное воззваніе подпи-сано девятыо священниками и двумя учителями."

 

А, это одно из стихотворных суждений неизвестного автора по вышеизложенным темам, опубликованный во время "оттепели" 1905 года:

 

БЫЛИНА

На старинный синодально-монопольный распев. Записано с голоса олонецкой вопленицы Устиньи причетником из акцизных


Эту песнь поем хвалебную
В честь Владимира Великого,
Красным Солнцем нареченного,
Что среди народа дикого,
В жертву ада обреченного,
Водрузил стяг православия,
Перуна ж, по пункту третьему,
Вверг в пучину тьмы, бесславия,
Возбранил молебны петь ему,
Воспретил ему вступление
И в попы и в целовальники,
А отдал, для посрамления,
Его в земские начальники.
Но не тем одним князь славится,
Что крестил нас в веру правую,
И не тем одним помянется
Всею русскою державою,
Но и тем еще, что в явственных
Формах в нем жило сознание
Обо всех успехах нравственных
Государственного здания.
Не гоняясь за химерою,
Рассуждал князь положительно:
«Утешаться одной верою
Далеко не утешительно.
Жизнь по правилам святителей
Хоть манит к себе мечтателей,
Бездоходна для правителей
И скучна для обывателей.
Для того ж, чтоб Русь блистательно
Развивалась зело велие,
Нам потребны настоятельно
Бодрость духа и веселие.
На Руси ж у нас веселием
Только то и именуется,
Когда выпивка с похмелием
Беспрерывно чередуются».
И, ввиду вышереченного,
Князь отбросил все сомнения,
И в душе у просветленного
Укрепил господь бог мнение,
Что для Руси процветания,
С пышным сил ее развитием,
Есть один путь — сочетание
Правой веры с винопитием.
И сию руководящую
Чисто русскую теорию,
Красной нитью проходящую
Через всю нашу историю,
Князь признал основ основою
Государственного здания
И, совместно с верой новою,
Как гласит о том предание,
Чтить велел вино по-старому
Россиянам без изъятия
Всем — и малому и старому.
С той поры отцов молитвами
И заботами правителей,
Мирной жизнию и битвами
Неустанных заправителей,
Русь широко развивалася
Под роскошной пышной сению
Древа, князем насажденного,
Вековечного, двухствольного,
Вплоть до строя современного,
Синодально-монопольного.
Ныне зрим осуществление
Во всей мощи мысли княжеской —
Увенчали мы строение
На досаду силе вражеской.
Нет сомненья, даже дальнего,
Век настал житья привольного,
Просвещенья синодального,
Винопитья монопольного.

Блюдя нравственность народную,
Строим школы мы приходские,
В коих учат Русь голодную
Умерщвлять все страсти плотские. Для приданья ж вящей резвости
И веселья люду пьющему
Учредили дома трезвости
В славу богу всемогущему.
Воспоем же Солнце Красное,
Свет Владимира Великого,
Славить будем имя ясное
Все от мала до великого.
Воспоем благих правителей,
Горя русского печальников,
Веры истинной ревнителей,
Лучезарных целовальников.


Неизвестный автор
30 октября 1905

 

12.12.2009 г.