Красногорский Узел

Разделы и новости

Замечания на Санитарные правила СП 2.1.4. 2625 -10

Вариант для печати

 

Мы, уже сообщали об утверждении СП 2.1.4. 2625 -10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы»

http://www.rospotrebnadzor.ru/documents/postanov/31653/

Ввод в действие новых Санитарных правил СП 2.1.4.2625-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы» является важным событием для всех жителей Москвы и Московской области, пользующихся московским водопроводом. Этот документ во многом определяет уровень защиты московской водопроводной воды от тех ухудшений качества, первоисточник которых находится на водосборной территории источников питьевого водоснабжения, и тенденции дальнейших изменений качества водопроводной воды в Москве на десятилетия, а может быть, и на столетия вперёд.

 

К сожалению, СП 2.1.4.2625-10 оставляют смешанное впечатление. Проведённый нами анализ СП 2.1.4.2625-10 выявил значительное число пробелов, неточностей и просчётов требующих немедленного устранения.

Предлагаем Вашему вниманию наши замечания
по СП 2.1.4.2625-10

 

Как положительные выделим следующие особенности СП 2.1.4.2625-10:

Достоинства СП 2.1.4.2625-10.

 

1. Определена организация, обязанная разработать проект ЗСО (владелец водопровода).

2. Первый пояс разделён на пояса 1А и 1Б; ответственность за соблюдение режима ЗСО в поясе 1Б возложена на землепользователей и владельцев объектов.

3. Первый пояс ЗСО в виде суммы поясов 1А и 1Б сохранён в основном в прежнем объёме и даже обоснованно расширен – дополнен «языками» вдоль устьевых участков малых притоков р. Москвы.

4. Режим пояса 1А описан значительно лучше, чем режим первого пояса в прежних СП 2.1.4.1075-01, почти не оставляя возможности двойного толкова-ния.

5. Режим пояса 1Б сформулирован в целом рационально – как консервирую-щий существующий уровень использования данной территории.

6. Дополнен перечень объектов, размещение которых запрещено в полосе вдоль уреза воды в пределах второго пояса, где действуют дополнительные ограничения. Снято указание на то, что данные ограничения действуют только в случае крутизны склона прилегающих территорий свыше 3º.

 

Перечисленные достоинства (четыре из шести) присутствуют в тех положениях Санитарных правил, которые устанавливают границы и режим первого пояса ЗСО. Это связано с двумя обстоятельствами:

- во-первых, вопросы первого пояса ЗСО источников водоснабжения г. Москвы подверглись тщательной проработке в проекте первого пояса, разработанном в 2004-2005 гг. по заказу МГУП «Мосводоканал»;

- во-вторых, в ходе разработки Санитарных правил их текст стал достоянием общественности, и её протест против устанавливаемого в них режима 1Б пояса, разрешавшего его застройку, способствовал тому, что Роспотребнадзор вернулся к разумному варианту режима, который и принят в утверждённых СП 2.1.4.2625-10.

 

Важнейшие концептуальные недостатки СП 2.1.4.2625-10.

 

Но перечисленными особенностями СП 2.1.4.2625-10, касающимися в основ-ном первого пояса, изменения к лучшему по сравнению с СП 2.1.4.1075-01 исчерпываются. Остальную часть зоны санитарной охраны эти правила безжалостно и необоснованно сокращают, оставляя источники водоснабжения без защиты. А именно:

 

1. Упраздняется третий пояс ЗСО, внешние границы которого согласно СП 2.1.4.1075-01 совпадали с внешней границей водосборной территории источника водоснабжения. Тем самым источники водоснабжения остаются без защиты от химического загрязнения, поступающего с поверхностным стоком. Упразднение третьего пояса ЗСО грубо противоречит Санитарным правилам и нормам 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».

Санитарными правилами 2.1.4.1075-01 третий пояс устанавливался для всех водопроводных станций и всех гидроузлов и включал всю водосборную территорию источников водоснабжения. От этих принципов нельзя отказываться, так как не только водопроводные станции, но и водохранилища Москворецкого и Волжского источников водоснабжения, являющиеся по сути стратегическими запасами чистой воды, требуют защиты от загрязнения стойкими химическими веществами.

2. Уменьшается второй пояс ЗСО. Если по СП 2.1.4.1075-01 его «боковые границы» проходили «по вершинам первого склона, обращённого в сторону источника водоснабжения, но не менее 750 м от уреза воды при летне-осенней межени», то по СП 2.1.4.2625-10 они проходят «на расстоянии:

       а) при равнинном рельефе местности – не менее 500 м;

       б) при холмистом рельефе местности – по вершинам первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения.»

 

Если в прежних СП в любом случае (даже при расположении «вершин первого склона» в 100 м от реки) ширина полосы второго пояса по каждому берегу не могла составлять меньше 750 м, то теперь возможно провести границу даже ближе 500 м, например, по бровке крутого склона к пойме. Хотя ясно, что в нашей местности с верхней надпойменной террасы всегда имеются ложбины линейного стока в речку. Холмистый рельеф (в отличие от настоящего горного) не изолирует речку от источников загрязнения, расположенных на верхней надпойменной террасе.

Противопоставление холмистого рельефа равнинному противоречит и физической географии (холмистый рельеф – это вариант равнинного), и СанПиН 2.1.4.1110-02, где равнинному рельефу противопоставлен горный, а не холмистый. Искусственность противопоставления холмистого рельефа равнинному может наводить на мысль о том, что оно введено в чьих-то интересах, с целью обосновать возможность уменьшения размеров второго пояса в тех или иных случаях.

Противоречит интересам защиты источников питьевого водоснабжения Москвы и уменьшение фиксированной минимальной ширины полосы второго пояса вдоль берега с 750 до 500 м. Ширина 750 м (больше, чем 500 м – установленная СанПиН 2.1.4.1110-02 минимальная ширина полосы второго пояса), очевидно, была установлена в СП 2.1.4.1075-01 не случайно, а в связи с большой мощностью водопровода, огромным количеством потребителей, столичным характером региона, повышенным спросом на право освоения различного характера территорий в зоне санитарной охраны, что означает повышенную угрозу роста антропогенной нагрузки. Установление ширины второго пояса ЗСО 750 м не противоречит СанПиН 2.1.4.1110-02, так как последний вводит ширину 500 м в качестве минимальной, и ясно, что индивидуальным правовым актом и проектом может быть установлена бóльшая ширина ЗСО для конкретного водопровода (лишь бы не меньшая!).

 

3. Уменьшается со 150 до 100 м ширина полосы вдоль уреза воды в пределах второго пояса, где действуют дополнительные ограничения. Вводится указание, что данная полоса выделяется вдоль основных водотоков и притоков первого порядка, чего не было в СП 2.1.4.1075-01.

4. СП 2.1.4.2625 сохраняют принятый в СП 2.1.4.1075-01 необоснованный способ выделения второго пояса ЗСО только вдоль основных водотоков и их притоков первого порядка. Этот способ выделения второго пояса приводит к тому, что многие территории и объекты, расположенные даже в 1-3 сутках пробега воды до водозабора Западной станции водоподготовки (ЗСВ), оказываются за пределами второго пояса ЗСО. Например, это:

 

- очистные сооружения военного городка Власиха со сбросом в р. Закзу – приток 2-го порядка р. Москвы (13 км до водозабора ЗСВ по водотокам);

- очистные сооружения Московской городской онкологической больницы № 62 со сбросом в р. Свинорку – приток 2-го порядка р. Истры (17 км до водозабора ЗСВ по водотокам);

- территория и очистные сооружения завода «Стройполимер» в п. Хлюпино со сбросом в безымянный ручей – приток 2-го порядка р. Москвы (27 км до водозабора ЗСВ по водотокам);

- очистные сооружения с. Ершово со сбросом в безымянный ручей – приток 2 го порядка р. Истры (51 км до водозабора ЗСВ по водотокам), и многие другие объекты-загрязнители.

 

Такой способ установления границ второго пояса грубейшим образом противоречит СанПиН 2.1.4.1110-02, где говорится о том, что его границы по акватории должны находиться на расстоянии не менее 5 сут пробега воды до водозабора, но ни слова о том, что эта акватория должна быть ограничена только основными водотоками и их притоками первого порядка.

Если в СП 2.1.4.1075-01 этот негодный способ установления границ второго пояса компенсировался тем, что за вторым поясом находился третий также с достаточно сильным режимом охраны, то в СП 2.1.4.2625-10 за вторым поясом, изначально необоснованно ограниченным основными водотоками и их притоками 1-го порядка, теперь ещё дополнительно сокращённым, – пустота. Здесь можно хозяйствовать, не обращая внимания на то, что сток с этой территории в кратчайшее время достигает водозаборов станций водоподготовки. Можно не сомневаться, что теперь раньше или позже найдутся желающие разместить здесь крупные химические производства, предприятия нефтехимии – да всё что угодно. И что на это смогут возразить органы Роспотребнадзора?

Перечисленные здесь четыре недостатка делают принятие Санитарных правила 2.1.4.2625-10 фактором, который неизбежно приведёт к негативным изменениям в области санитарной охраны источников питьевого водоснабжения Москвы. Если же принцип отказа от третьего пояса ЗСО введут и в общий СанПиН, который примут на замену СанПиН 2.1.4.1110-02, то это ухудшит ситуацию на водопроводах России, сделает во многих случаях невозможным устранение факторов, ухудшающих качество воды на водозаборах, и создаст условия для появления новых опасных загрязнителей источников питьевого водоснабжения.

 

Другие недостатки СП 2.1.4.2625-10.

Кроме перечисленного, в СП 2.1.4.2625-10 имеется много других недостатков и технических недоработок. Приведём список тех, которые нам удалось заметить.

 

Формулировки из СП 2.1.4.2625-10

Комментарий

1.2.4. Территория ЗСО относится к зоне ограниченного хозяйственного и градостроительного освоения, где не допускается размещение и развитие промышленного и крупного сельскохозяйственного производства, а развитие населенных мест и размещение новых объектов гражданского строительства ограничивается ассимиляционной способностью почв и водных объектов (их способностью к самоочищению).

Этот пункт с очень правильным содержанием, но требующим дополнения о том, что деятельность по изменению водных объектов и почвенно-растительного покрова в зоне санитарной охраны регламентируется с целью не допустить снижения их способности к естественной очистке поверхностного и речного водного стока.

2.2. ЗСО станции водоподготовки состоит из 1А и 1Б поясов (строгого режима) и второго пояса (ограничений).

2.3. ЗСО гидроузла состоит из 1 пояса (строгого режима) и 2 пояса (ограничений).

Для станции водоподготовки выделяются 1А и 1Б пояса, а для гидроузлов – только первый пояс. Почему? Ведь ниже (пп. 3.3.1, 3.3.3, 3.3.4, 3.3.5) в первый пояс ЗСО Можайского, Рузского, Озернинского, Истринского гидроузлов внесены земли не только в пределах землеотвода Мосводоканала, но и за его пределами. Как сможет Мосводоканал отвечать за соблюдение режима ЗСО на землях, которые ему не принадлежат? Почему эта проблема решена для первого пояса станций водоподготовки путём разделения на 1А и 1Б пояса, а для первого пояса гидроузлов оставлена нерешённой? Очевидно, что первые пояса перечисленных гидроузлов также нужно разделить на пояса 1А и 1Б.

2.2.2. 1А пояс ЗСО станции водоподготовки (строгого режима) включает территорию и акваторию расположения водозаборов, площадок расположения всех водопроводных сооружений, сооружений гидроузлов и каналов, подводящих воду от водозаборов к площадкам водоочистных сооружений, где исключается всякая деятельность, не связанная с нуждами водопровода, в том числе и мероприятия по обезвреживанию осадков сооружений водоподготовки.

Назначение 1А пояса ЗСО станции водоподготовки - защита места водозабора, водозаборных, водопроводных и гидротехнических сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения.

Работа с осадками очистных сооружений станции водоподготовки в том или другом варианте на территории станции неизбежна. Необходима её регламентация, а не запрет. Регламентация может быть дана в разделе «Мероприятия по 1А поясу станций водоподготовки» отдельным пунктом 4.1.3.

Характер этого пункта требует проработки с участием специалистов цехов очистки воды и технологов.

Предлагаемая редакция:

2.2.2. 1А пояс ЗСО станции водоподготовки (строгого режима) включает территорию и акваторию расположения водозаборов, площадок расположения всех водопроводных сооружений, сооружений гидроузлов и каналов, подводящих воду от водозаборов к площадкам водоочистных сооружений, где исключается всякая деятельность, не связанная с нуждами водопровода.

пояс ЗСО гидроузла (строгого режима) включает территорию гидротехнических сооружений и акваторию аванпорта гидроузла, где исключается всякая деятельность, не связанная с нуждами гидроузла.

Назначение 1А пояса ЗСО станции водоподготовки - защита места водозабора, водозаборных, водопроводных и гидротехнических сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения.

Назначениепояса ЗСО гидроузла - защитаместа передачи воды в следующую структурную часть гидротехнической системы, а также гидротехнических сооружений от случайного или умышленногозагрязнения и повреждения

2.2.3. 1Б пояс ЗСО станции водоподготовки (строгого режима) включает часть акватории источника водоснабжения, притоков первого порядка и их прибрежных территорий в пределах, обеспечивающих постоянство состава воды в месте водозабора.

1) Зачем указывать особо «притоки первого порядка»? Они входят в источник водоснабжения!

2) 1Б пояс ЗСО, охватывая акваторию, по которой вода идёт (до водозабора ЗСВ) 5-12 ч, обеспечивает не постоянство состава воды на водозаборе, а прогнозируемость изменений состава воды.

2.2.4. Второй пояс (пояс ограничений) ЗСО станции водоподготовки включает акваторию источника водоснабжения и территорию первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения, которая простирается по берегам водохранилищ, основных водотоков, а также по берегам притоков первого порядка.

Основными водотоками в ЗСО станций водоподготовки являются: р. Клязьма (от створа у деревни Клушино до впадения в Клязьминское водохранилище), р. Уча (от створа у деревни Сухарево до впадения в Пяловское водохранилище), а также участки Канала им. Москвы, соединяющие Иваньковское водохранилище с рекой Москвой.

Назначение второго пояса ЗСО станции водоподготовки - защита источника водоснабжения от биологического и химического загрязнения, поступающего с поверхностным и подземным стоком и с судов, находящихся в акватории пояса, а также обеспечение процессов самоочищения воды от имеющегося биологического загрязнения.

1-й абзац этого пункта (так же как и 1-й абзац пункта 2.3.4) концептуально несостоятелен, о чём мы говорили выше (замечание 4 в разделе «Важнейшие концептуальные недостатки СП 2.1.4.2625-10»). Ещё раз повторим: порядок притока не связан с временем перемещения воды от этого притока до водозаборов, на основании этого пункта исключаются из 2-го пояса ЗСО гидрологически очень близкие к водозаборам объекты и территории.

2-й абзац. Не включены в основные водотоки станций водоподготовки реки Москва (от плотины Можайского вдхр. до северной границы п. Рублёво), Истра (от плотины Истринского вдхр. до устья), Руза (от плотины Рузского вдхр. до устья), Озерна (от плотины Озернинского вдхр. до устья) и р. Малая Истра, хотя для этих водотоков замыкающими створами являются водозаборы Западной и Рублёвской станций водоподготовки. Эти водотоки необоснованно перечислены в разделе 2.3.4 как водотоки ЗСО гидроузлов.

Канал им. Москвы включён в основные водотоки на всём протяжении, хотя на качество воды на водозаборах он может влиять лишь на участках между Иваньковским и Клязьминским водохранилищами.

2.3.1. Первый и второй пояса ЗСО организуются для гидроузлов:

- Иваньковского ...

Иваньковский гидроузел не является замыкающим створом в системе водоснабжения Москвы, так как этот гидроузел не участвует в подаче воды из Иваньковского водохранилища в канал Москва–Волга, которая происходит далеко от этого гидроузла. Именно точка отхождения канала Москва–Волга может быть признана замыкающим створом Иваньковского водохранилища.

С другой стороны, в перечне отсутствует замыкающий створ Яузского водохранилища, которым было бы логично признать НС-28 – насосную станцию, подающую воду в канал Яуза–Руза.

Нет и основного замыкающего створа Вазузского водохранилища – НС-21 – насосной станции, подающей воду в канал Гжать–Яуза.

2.3.4. …

Основными водотоками в ЗСО гидроузлов являются: р. Москва, р. Озерна, р. Вазуза, р. Гжать, р. Руза (от створа Рузского гидроузла до устья), р. Истра, р. Малая Истра, р. Касня.

Если выделение основных водотоков вообще нужно, то в число основных водотоков гидроузлов должны быть включены наиболее крупные реки, впадающие в одноимённые водохранилища. Для Вазузского гидроузла так и сделано (реки Вазуза, Гжать, Касня). Для Рузского гидроузла почему-то указана р. Руза от створа Рузского гидроузла до устья, хотя для этого участка р. Рузы замыкающими створами являются створы водозаборов Западной и Рублёвской водопроводной станций, а створ Рузского гидроузла является замыкающим для участка р. Рузы выше Рузского водохранилища. Кроме того, указана р. Малая Истра, которая также должна относиться к ЗСО станций водоподготовки. После того, что сказано в п. 2.3.4 о р. Рузе, и после указания реки Малая Истра в составе ЗСО гидроузлов становится непонятно, чтó составители СП имели в виду, включая сюда рр. Москву, Истру и Озерну – тоже участки ниже гидроузлов или всё-таки участки выше водохранилищ.

На наш взгляд, в число основных водотоков ЗСО гидроузлов следовало бы включить:

для ЗСО Зубцовского гидроузла и НС-21 – реки Вазузу, Гжать, Любушку, Касню и р. Яузу от Кармановского гидроузла до впадения в Вазузское вдхр.;

для ЗСО Кармановского гидроузла и НС-28 – реку Яузу и канал Гжать – Яуза;

для ЗСО Верхнерузского гидроузла – р. Рузу от истока до впадения в Верхнерузское вдхр. и канал Яуза – Руза;

для ЗСО Рузского гидроузла – р. Рузу от плотины Верхнерузского гидроузла до впадения в Рузское водохранилище;

для ЗСО Озернинского гидроузла – р. Озерну от истока до впадения в Озернинское вдхр.;

для ЗСО Истринского гидроузла – рр. Истру, Нудоль и Катыш от их истоков до впадения в Истринское вдхр.;

для ЗСО Можайского гидроузла – р. Москву от истока до впадения в Можайское вдхр.

Кроме того, для ЗСО точки отхождения канала Москва–Волга от Иваньковского вдхр. (см. комментарий к п. 2.3.1) основными водотоками могут быть признаны рр. Волга, Тверца, Лама, Шоша.

2.7. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением режима ЗСО, в том числе согласование документов по предоставлению земельных участков под строительство и реконструкцию, за выполнением предусмотренных санитарно-противоэпидемических мероприятий, а также контроль качества воды источников водоснабжения осуществляется в пределах:

1А и 1Б поясов ЗСО станций водоподготовки и 1 пояса гидроузлов - органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор в г. Москве;

2 пояса ЗСО станции водоподготовки и 2 пояса ЗСО гидроузлов - органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Московской, Тверской и Смоленской областях по территориальному принципу.

Почему-то разработчики Санитарных правил считают, что водосборная территория источников питьевого водоснабжения Москвы не заходит в г. Москву. Но это неверно. Например, промышленные предприятия по ул. Горбунова и Молодогвардейской находятся на водосборной территории р. Чаченки, впадающей в р. Москву в 2 км выше водозабора Рублёвской станции водоподготовки. Поэтому в третьем абзаце  этого пункта среди регионов должна быть указана и Москва.

2.8. Согласование предоставления земельных участков под реконструкцию на территории 1Б пояса ЗСО станции водоподготовки, строительство и реконструкцию объектов на территории 2 пояса ЗСО станций водоподготовки и гидроузлов производится с учетом выполнения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами необходимых санитарно-противоэпидемических мероприятий, в том числе по отведению сточных вод, для предотвращения отрицательного влияния на качество воды источника питьевого водоснабжения.

Нечёткая формулировка. Неясно, возможен ли отказ. Неясно, возможно ли наложение обременений. Нет указания на учёт заключения владельца водопровода (Мосводоканала), что является шагом назад по сравнению с СП 2.1.4.1075-01. Предлагаем следующую формулировку.

Согласование предоставления земельных участков под реконструкцию на территории 1Б пояса ЗСО, строительство и реконструкцию объектов на территории 2 пояса ЗСО станций водоподготовки и гидроузлов производится с оценкой возможности выполнения требований настоя­щих Санитарных правил и проекта ЗСО и с обременением участка мероприятиями, при условии вы­пол­нения которых возможно ис­поль­зование участка под заявленные цели. Определение возможности выполнения требований настоящих Санитарных правил и на­бора меро­приятий, подлежащих вы­полнению, производится с учётом заключения владельца водопровода.

3.1.1. В 1А пояс ЗСО Восточной станции водоподготовки включаются:

- вся акватория Учинского водохранилища и водопроводного канала от Учинского водохранилища до Восточной станции водоподготовки;

- территория Восточной станции водоподготовки, территория насосной станции 1-го подъема с регулятором и водоприемником в пределах ограждений;

- полоса шириной 150 метров от уреза воды при нормальном подпорном уровне по всему Учинскому водохранилищу;

- полоса шириной 100 метров от бровки канала и ковша вдоль открытой части водопроводного канала от Учинского водохранилища до Восточной станции водоподготовки и шириной 50 метров от оси канала в закрытой его части;

- территория по трассе водоводов 1-го подъема в пределах полосы отвода, но не менее 10 метров в каждую сторону от оси крайнего водовода;

- лесной массив, лежащий к югу от Учинского водохранилища и включающий в себя территорию 82, 85, 90, 95, 100, 101, 102 кварталов Учинского лесничества.

В 1А пояс ЗСО Восточной станции водоподготовки включены большие территории, не находящиеся в землепользовании Мосводоканала (выделены красным). Почему они не переданы в 1Б пояс?

В 1А пояс включена территория по трассе водоводов, которая в соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02 (пункты 1.5, 2.4.3, 3.4.1-3.4.2) не является ни 1-м, ни 2-м поясом ЗСО, а называется санитарно-защитной полосой и имеет свой режим.

Режим 1А пояса в санитарно-защитной зоне водоводов невыполним: она не может быть огорожена и не может охраняться так же, как охраняется территория станции.

3.1.2. В 1А пояс ЗСО Северной станции водоподготовки включаются:

- территория по трассе водоводов 1-го подъема в пределах полосы отвода, но не менее 10 метров в каждую сторону от оси крайнего водовода.

см. 2-й и 3-й абзацы комментариев к п. 3.1.1.

3.1.3. В 1А пояс ЗСО Рублевской станции водоподготовки включаются:

- территория по трассе водоводов 1-го и 2-го подъемов в пределах полосы отвода, но не менее 10 метров от оси крайнего водовода в обе стороны.

см. 2-й и 3-й абзацы комментариев к п. 3.1.1.

3.1.4. В 1А пояс ЗСО Западной и Юго-Западной станций водоподготовки включается:

- территория по трассе водоводов 1-го и 2-го подъемов в пределах полосы отвода, но не менее 10 метров от оси крайнего водовода в обе стороны.

см. 2-й и 3-й абзацы комментариев к п. 3.1.1.

3.2.3. В 1Б пояс ЗСО Рублевской, Западной и Юго-Западной станций водоподготовки включаются:

- прибрежные полосы р. Москва ниже Рублевской станции водоподготовки протяженностью 1000 метров: на участках правого крутого террасированного берега - нижняя надпойменная терраса, склоны, и полоса верхней надпойменной террасы шириной 10 - 15 метров от обрыва, на участках левого пологого берега - полоса шириной 100 метров от уреза воды;

- территория п. Рублево в пределах красных линий, территория к юго-востоку от станции водоподготовки с включением части 7-го квартала Серебряноборского лесничества и территория шириной 100 метров к северу от больницы в 7 квартале, включая часть 7, 8 и 4 кварталов Серебряноборского лесничества;

Территория по трассе водоводов 1 и 2 подъемов в пределах полосы отвода, но не менее 10 м в каждую сторону от оси крайнего водовода.

1. «Синий» и «красный» абзацы пункта 3.2.3 являются альтернативными.

«Синий» абзац – это традиционная формулировка, идущая от Положений о зоне санитарной охраны 1935 и 1941 гг. и отчасти направленная на обеспечение паспортного контроля в п. Рублёво.

«Красный» абзац близок к формулировке проекта первого пояса ЗСО, разработанного ЗАО «ДАР-ВОДГЕО», направленной на исключение из первого пояса ЗСО большей части территории посёлка Рублёво без ущерба для защиты водоисточника.

Эти две формулировки несовместимы.

Считаем, что следует оставить «красный» абзац со следующими исправлениями:

вместо «1000 м» – «1300 м» или «1400 м», так как нижняя граница зоны, из которой обратные течения, возникающие при ежедневной работе Сходнинской ГЭС и Карамышевской плотины, достигают водозабора, простирается примерно на 1300- 1400 м ниже территории Рублёвской станции водоподготовки;

вместо «на участках левого полого берега» – «на левом берегу и на пологих участках правого берега». Дело в том, что правый берег р. Москвы не везде крутой и террасированный, и на его пологих участках проектом была предложена 100-метровая ширина, как и для всего левого берега.

2. Ввод в 1Б пояс (одновременно с 1А поясом) территории вдоль водоводов – ещё один пример одновременного присутствия альтернативных формулировок в СП 2625-10. Но её ввод в 1Б пояс так же неправилен, как и ввод её в 1А пояс (см. 2-й абзац комментариев к п. 3.1.1).

3.3.1. 1 пояс ЗСО Можайского гидроузла

- полоса шириной 100 метров по обоим берегам от плотины водохранилища до створа д. Блазново - д. Криушино и акватория водохранилища между указанным створом и плотиной гидроузла.

3.3.3. 1 пояс ЗСО Рузского гидроузла

- полоса шириной 100 метров по обоим берегам водохранилища от плотины водохранилища до створа д. Пестово и акватория ... [как в п. 3.3.1].

3.3.4. 1 пояс ЗСО Озернинского гидроузла

- полоса шириною 100 метров по обоим берегам водохранилища до створа УСБ "Волынщино" Спорткомитета РФ и акватория ... [как в п. 3.3.1].

3.3.5. 1 пояс ЗСО Истринского гидроузла

- полоса шириною 100 метров по обоим берегам водохранилища от плотины до створа д. Ламишино и акватория ... [как в п. 3.3.1]

Предложенные территории 1 пояса ЗСО этих гидроузлов разумны, но должны быть разбиты на 1А и 1Б поясá. В 1А должна войти территория, находящаяся в землепользовании Мосводоканала, а также, возможно, территория, безусловно подлежащая включению в землеотвод Мосводоканала. Остальные части включённых в 1 пояс территорий и акваторий должны быть выделены в 1Б пояс. В существующем виде требования этих пунктов Санитарных Правил невыполнимы, так как требуют огораживания огромных территорий, не принадлежащих Мосводоканалу.

3.4.1. Верхняя граница 2 пояса ЗСО по акватории источника водоснабжения должна быть удалена вверх по течению от плотины гидроузла на расстояние, чтобы время для пробега по основному водотоку, притокам первого порядка и акватории водохранилища до плотины гидроузла было не менее 5 суток (при расходе воды 95% обеспеченности), но не далее створа плотины вышележащего гидроузла.

См. 1-й абзац комментариев к п. 2.2.4.

Кроме того, остаётся неясность с границами 2 пояса Волжского источника водоснабжения и с границами 2 пояса ЗСО гидроузлов Москворецкого источника. Вот пример. Время перемещения воды по Учинскому вдхр. – не менее 30 сут.. Всё Учинское вдхр. включено в 1-й пояс. Значит ли это, что за 1-м поясом не должно быть 2-го? Входят ли во 2-й пояс Пестовское, Пяловское, Икшинское вдхр.? Входят ли они во 2-й пояс целиком? А Яхромское? А Иваньковское? Считаем, что в Санитарных правилах, выполняющих функцию Положения о ЗСО, на эти вопросы должны быть прямые ответы. На наш взгляд, очевидно, что запасы воды в водохранилищах водораздельного бьефа, а также в Можайском, Рузском, Озернинском, Истринском должны охраняться как от химического, так и микробиологического загрязнения (2-й пояс ЗСО по всей акватории и соответствующая ЗСО по их притокам и водосбору). Для Иваньковского, Верхне-Волжского, Верхне-Рузского, Вазузского и Яузского водохранилищ требуется как минимум охрана от химического загрязнения (3-й пояс ЗСО по всей акватории и всей водосборной территории).

Уже в СП 2.1.4.1075-01 в разделе о мероприятиях по второму поясу просматривался странный «лаконизм», как будто разработчики устали. Понять, предполагают ли разработчики включение во 2-й пояс водохранилищ водораздельного бьефа, невозможно. Но хотя бы включение всей водосборной территории в третий пояс там было прописано. СП 2.1.4.2625-10 этот «лаконизм» унаследовали, но при этом упраздняют третий пояс, что абсолютно неприемлемо. В то же время в СП 2.1.4.2625-10 прописан канал им. Москвы на всём протяжении как основной водоток. Значит ли это, что по всей длине он входит во второй пояс, никакая логика нам не подскажет. Это должно быть прописано напрямую, так же как и ответ на вопрос, входят ли во второй пояс водохранилища водораздельного бьефа, их притоки и водосбор и в каком объёме и т. д.

3.4.3. Боковые границы устанавливаются не только по берегам основного водотока или водохранилища, входящих в гидротехнические системы (далее - ГТС), но и по берегам впадающих в них притоков первого порядка.

Боковые границы 2 пояса ЗСО водозабора или гидроузла должны проходить от уреза воды при нормальном подпорном уровне для водохранилищ и при летне-осенней межени для основных водотоков и притоков первого порядка на расстоянии:

а) при равнинном рельефе местности - не менее 500 м ;

б) при холмистом рельефе местности - по вершинам первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения.

Этот пункт устанавливает то необоснованное и недопустимое сокращение второго пояса ЗСО, о котором мы говорили выше (замечание 2 в разделе «Важнейшие концептуальные недостатки СП 2.1.4.2625-10»).

отсутствует раздел, посвящённый границам 3 пояса, так как 3-й пояс упразднён.

Считаем необходимым включить раздел 3.5 «Границы третьего пояса ЗСО станций водоподготовки и гидроузлов» (см. п.1 раздела настоящего письма «Важнейшие концептуальные недостатки СП 2.1.4.2625-10»).

отсутствует раздел, посвящённый границам санитарно-защитной зоны водоводов 1-го подъёма, так как эти зоны включены одновременно в 1А и 1Б пояса ЗСО.

Считаем необходимым включить раздел 3.6 «Границы санитарно-защитных зон водоводов» (см. 2-й абзац комментариев к п. 3.1.1).

4.2.1. На территории 1Б пояса ЗСО станций водоподготовки запрещаются все виды нового строительства. Не допускаются виды хозяйственной и иной деятельности, приводящие к микробному и химическому загрязнению почвы, грунтовых вод и воды источника, включая притоки первого порядка, в том числе ведение животноводства, применение ядохимикатов, размещение общественных гаражей и ангаров, складов, общественных пляжей.

В акватории 1Б пояса станций водоподготовки не допускается базирование и эксплуатация судов моторного и парусного флота, в том числе водных мотоциклов, кроме случаев проведения надзорных и инспекционных проверок уполномоченными органами.

Данный пункт запрещает деятельность, приводящую к загрязнению, но не запрещает деятельность по обустройству и преобразованию ландшафта, которая приобрела огромные масштабы и часто крайне негативно влияет на условия самоочищения поверхностного и речного стока.

Предлагаем следующую редакцию пункта, основанную на наработках проекта 1 пояса ЗСО:

4.2.1. На территории 1Б пояса ЗСО запрещаются все виды нового строительства. Не допускаются виды хозяйственной и иной деятельности, приводящие к микробному и химическому загрязнению почвы, грунтовых вод и воды источника, а также препятствующие процессам самоочищения поверхностного и речного стока, в том числе:

ведение животноводства;

применение ядохимикатов;

размещение общественных гаражей, ангаров, складов, общественных пляжей;

увеличение площади застройки, дорог, площадок с твёрдым покрытием; приближение пятен застройки и дорог (площадок) к урезу воды;

спрямление и сужение русел рек, ручьёв, путей поверхностного стока; взятие их в трубопроводы;

укрепление берегов рек и ручьёв иными способами, чем посадка деревьев и кустарников, без крайней необходимости;

любое преобразование почвенного и поверхностного плоскостного стока в линейный;

палы;

удаление лесной подстилки.

В акватории 1Б пояса станций водоподготовки не допускается базирование и эксплуатация судов моторного и парусного флота, в том числе водных мотоциклов, кроме случаев проведения надзорных и ин­спекционных проверок уполномоченными органами.

4.2.2. Реконструкция существующих объектов допускается при условии снижения неблагоприятного влияния реконструируемого объекта на источник водоснабжения за счет уменьшения плотности заселения и повышения уровня благоустройства при соблюдении следующих требований:

- здания должны быть канализованы с отводом стоков на очистные сооружения, расположенные за пределами 1А и 1Б пояса ЗСО станций водоподготовки с учетом санитарного режима на территории второго пояса;

- не допускается спуск любых сточных вод, в том числе ливневых, в акваторию источника водоснабжения;

- сооружение заборов вдоль границ земельных участков и прибрежной полосы с целью сохранения природных условий подземного стока должно вестись на столбчатом фундаменте;

- при производстве работ по реконструкции стоянку специализированных машин, оборудования и вспомогательной техники, а также складирование строительных материалов и строительного мусора необходимо располагать за пределами 1Б пояса ЗСО станций водоподготовки;

- обеспечение своевременного вывоза ТБО за пределы 1Б пояса ЗСО станций водоподготовки.

Перечень условий реконструкции явно недостаточен. Он ограничивает действия при обычных строительных работах, но не регламентирует деятельность по обустройству и преобразованию ландшафта, хотя в проекте 1 пояса ЗСО эти вопросы были проработаны.

Предлагаем дополнить п. 4.2.2 следующими абзацами:

В рамках реконструкции в зависимости от особенностей участка должны выполняться:

- посадка деревьев с выраженно стержневой корневой системой;

- распыление местного и транзитного поверхностного стока;

- выполаживание, запруживание, заболачивание ложбин линейного поверхностного стока, посадка в них водной растительности.

4.2.4. На территории 1Б пояса ЗСО станций водоподготовки допускается устройство набережных, строительство берегоукреплений и иные работы по благоустройству прибрежных территорий, при условии отсутствия отрицательного влияния на качество воды источника питьевого водоснабжения.

Этот пункт может создать впечатление пролоббированного, направленного на «огламуривание» местности в ущерб качеству воды источника водоснабжения. Строительство набережных в 1Б поясе означает формирование новых источников загрязнённого поверхностного стока вблизи водозаборов, усиление посещаемости, в том числе на транспортных средствах. Представляется, что формулировка этого пункта должна быть примерно следующей:

4.2.4. На территории 1Б пояса ЗСО устройство набережных не допускается. Берегоукрепление должно вестись только путём посадки деревьев и кустарников. Иные способы берегоукрепления могут быть допущены на ограниченных участках при крайней необходимости, при наличии гидрологического обоснования.

4.4.4. Не допускается размещение земельных участков под дачное, садово-огородное, индивидуальное жилищное строительство, очистные сооружения канализации, автозаправочных станций (АЗС) легковых автомобилей на расстоянии менее 100 метров от уреза воды источника питьевого водоснабжения при нормальном подпорном уровне для водохранилищ и при летне-осенней межени для основных водотоков и притоков первого порядка. При строительстве и реконструкции объектов отдыха и спорта необходимо соблюдать требование, чтобы все строения располагались на расстоянии не менее 100 метров от уреза воды. В зонах рекреации в полосе 100 м от уреза воды не допускается капитальная застройка; допускается установка малых архитектурных форм.

4.4.5. На территории 2 пояса ЗСО станций водоподготовки и гидроузлов не допускается размещение объектов, обуславливающих опасность химического и микробного загрязнения почвы, грунтовых вод и воды источника водоснабжения:

- кладбищ, скотомогильников (на существующих кладбищах не допускается расширение территории; разрешается захоронение в родственные могилы в соответствии с санитарными правилами и нормами по размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения);

- складов горюче-смазочных материалов, ядохимикатов, минеральных удобрений;

- накопителей промстоков, шламохранилищ, полигонов и накопителей твердых промышленных отходов (ТПО) и полигонов твердых бытовых отходов (ТБО);

- полей ассенизации, полей фильтрации, земледельческих полей орошения, полей подземной фильтрации;

- животноводческих и птицеводческих комплексов, ферм, силосных траншей и навозохранилищ;

- применение пестицидов, органических и минеральных удобрений;

- изменение технологии действующих предприятий, связанное с увеличением техногенной нагрузки на источник водоснабжения;

- рубка леса главного пользования и реконструкции на территории шириной не менее 500 м от уреза воды. В этих пределах допускаются только рубки ухода и санитарные рубки леса.

1. В п. 4.4.4 ширина 150 м (СП 2.1.4.1075-01) уменьшилась до 100 м , что существенно ухудшает защиту водоисточника. Правда, расширилось число видов запрещённой деятельности и убрано указание на крутизну склонов. Запрет на капитальное строительство избирательный, касается строений отдельных видов назначения. Например, не видно, чтобы можно было запретить строительство многоэтажного дома, гостиницы или офисно-делового центра в 20 м от уреза воды р. Москвы.

2. В п. 4.4.5 непонятен запрет на размещение складов ГСМ, который означает запрет на размещение АЗС, а также котельных на жидком топливе или имеющих его в качестве резервного. Очевидно, что такой запрет нереален. Действующий в СП 2.1.4.1075-01 такой же запрет не соблюдается. В то же время в п. 4.4.4 размещение АЗС запрещается только на расстоянии менее 100 м от уреза воды. Опять по отношению к одному виду деятельности в СП предъявляется два альтернативных требования! Хотелось бы осмысленности запретов, отсутствия невозможных требований, которые дискредитируют и девальвируют СП. Например, разумным был бы запрет на размещение во 2 поясе объектов оптовой торговли нефтепродуктами.

3. Абсурден запрет на размещение во 2-м поясе ЗСО объектов животноводства, применение органических и минеральных удобрений. 2-й пояс – это обширная территория, где ведётся сельское хозяйство. Оно должно обоснованно регламентироваться, а не запрещаться.

4. Три последних подпункта не соответствуют содержанию первого абзаца, т.к. не указывают на вид запретных объектов. По сути последний абзац регламентирует деятельность по преобразованию почвенно-растительного покрова и должен быть перенесён в пункт, регламентирующий такую деятельность. Как и в предыдущих отечественных документах, определяющих режим ЗСО, запрет рубки леса – единственная регламентирующая мера такого рода.

Предлагаем преобразовать пункты 4.4.4– 4.4.6 в 5 пунктов (4.4.4–4.4.9) с примерно следующим содержанием. (При этом пункты 4.4.7–4.4.12 станут пунктами 4.4.10–4.4.15).

4.4.4. На расстоянии менее 150 метров от уреза воды водохранилищ и водотоков при летне-осенней межени, а также на землях, подверженных периодическому затоплению и подтоплению, на болотах, заболоченных землях, на осушенных (оборудованных дренажами) землях и на расстоянии менее 15 м до земель вышеперечисленных категорий не допускается:

размещение и функционирование складов пестицидов и минеральных удобрений, площадок временного складирования и компостирования навоза, помёта и других органических отходов, стоянок легкового, грузового и специального транспорта;

размещение земельных участков под индивидуальное жилищное и дачное строительство, садоводство, огородничество; размещение теплиц, животноводческих и птицеводческих ферм, пастбищ, силосных и сенажных ям и траншей, навозохранилищ;

строительство жилых домов, производственных, офисных, торгово-сервисных, технических и других строений(кроме малых архитектурных форм в зонах отдыха);

устройство набережных; устройство и расширение площадок с твёрдым покрытием различного назначения, за исключением пешеходных дорожек, минимально необходимых для удовлетворения бытовых и рекреационных потребностей; 

применение органических и минеральных удобрений;

размещение очистных сооружений канализации, АЗС, складов ГСМ;

прокладка дорог и любых коммуникаций в продольном направлении (допускается лишь при необходимости пересечение данных территорий по кратчайшему направлению).

В проекте ЗСО должны быть выявлены зоны интенсивной переработки берегов и установлена для каждой из таких зон иная (более широкая) полоса от уреза воды, в которой действует режим, установленный настоящим пунктом.

4.4.5.Запрещается размещение любых строений и объектов в пределах акватории источника водоснабжения (под дном, в толще воды, на наплавных конструкциях, мостах, мостках и т.п.), за исключением мостовых переходов дорог над реками, мостовых и дюкерных переходов через реки других коммуникаций по кратчайшему направлению.

4.4.6. Запрещается размещение объектов, обуславливающих опасность химического и микробного загрязнения почвы, грунтовых и поверхностных вод, в том числе:

- оптовых и базовых складов ГСМ, пестицидов, минеральных удобрений;

- накопителей промстоков, шламохранилищ, полигонов и накопителей твердых промышленных отходов (ТПО) и полигонов твердых бытовых отходов (ТБО);

- полей ассенизации, полей фильтрации, земледельческих и коммунальных полей орошения, полей подземной фильтрации;

- скотомогильников;

- кладбищ (на существующих кладбищах не допускается расширение территории; разрешается захоронение в родственные могилы в соответствии с санитарными правилами и нормами по размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения).

Запрещается деятельность, обуславливающих опасность химического и микробного загрязнения почвы, грунтовых и поверхностных вод, в том числе:

- применение любых пестицидов, кроме пиретроидов;

изменение технологии действующих предприятий, связанное с увеличением техногенной нагрузки на источник водоснабжения.

4.4.7. Размещение животноводческих, птицеводческих ферм допускается при условиях:

обеспеченности их герметичными навозо- (помёто-) хранилищами для хранения 6-месячного выхода навоза, 9-месячного выхода птичьего помёта;

обеспеченностью ферм пахотными полями в радиусе 3 км от фермы, площадь которых позволяет вносить на них весь выход навоза (помёта) и навозосодержащих вод с данной фермы под запашку в безморозное время года в соответствие с агрономическими и санитарными нормами.

Функционирование ферм, пастбищ, навозохранилищ, других объектов, связанных с выходом, хранением и утилизацией навоза и птичьего помёта, допускается только с использованием технологических приёмов, полностью исключающих попадание навозо- (помёто-) содержащих вод в водные объекты, в том числе с поверхностным стоком. Использование очистных сооружений для навозо- (помёто-) содержащих вод со сбросом очищенных вод в водные объекты не допускается.

4.4.8. Не допускаются виды хозяйственной и иной деятельности, грубо нарушающие процессы самоочищения поверхностного и речного стока, в том числе:

спрямление, сужение и взятие в трубопроводы русел рек, ручьёв, путей поверхностного стока;

укрепление русел рек, за исключением точечного при крайней необходимости;

укрепление берегов иначе, чем посадкой деревьев и кустарников, без крайней необходимости;

рубки леса главного пользования и реконструкции;

уничтожение парковой, приречной, склоновой и другой древесно-кустарниковой растительности;

преобразование плоскостного стока в линейный;

ликвидация болотистых участков, озеровидных расширений и запруд на руслах рек и ручьёв;

палы;

удаление лесной подстилки4.4.9. Проектом зон санитарной охраны должны быть предусмотрены:

облесение территорий в 150-метровой прибрежной полосе водотоков и водоёмов источника водоснабжения для улучшения самоочищения поверхностного стока, с учётом существующего использования данных и прилегающих территорий;

облесение других территорий, через которые проходят трассы загрязнённого поверхностного стока с полей, дорог, производственных предприятий, населённых пунктов;

предпочтение пород деревьев с выраженно стержневой корневой системой при посадках леса, других древесно-кустарниковых насаждений на сухих и умеренно увлажнённых землях;

выполнение других мероприятий по распылению стока и созданию условий для его поглощения;

обременение владельцев участков и объектов, осуществляющих строительство или реконструкцию, выполнением на участке, объекте и на близлежащих территориях мероприятий, перечисленных выше в настоящем пункте, в виде условия строительства или реконструкции.

Отсутствует раздел, посвящённый мероприятиям по санитарно-защитным зонам водоводов 1-го подъёма, так как эти зоны включены одновременно в 1А и 1Б пояса ЗСО.

Считаем необходимым включить раздел 4.6 «Мероприятия по санитарно-защитным зонам водоводов» (см. 2-й абзац комментариев к п. 3.1.1).

[В СП 2.1.4.2625 отсутствуют раздел, посвящённый мероприятиям по 3 поясу ЗСО]

Считаем необходимым включить раздел 4.5.  «Мероприятия по третьему поясу ЗСО станций водоподготовки и гидроузлов» (см. п.1 раздела настоящего письма «Важнейшие концептуальные недостатки СП 2.1.4.2625-10»).

 

Надеемся, что вышеприведённые критические замечания убедительны. В настоящее время при ведении различной предпринимательской и другой деятельности в части санитарных и экологических ограничений жёстко реализуется принцип «что не запрещено, то разрешено». Пробелы в действовавших до сих пор Санитарных правилах СП 2.1.4.1075-01, отставание их от жизни уже привели к нежелательным последствиям. Например, некоторые ручьи взяты в трубопроводы, земли над ними предоставлены под индивидуальное жилищное строительство, в подземные русла ручьёв осуществляются врезки неочищенных сточных вод, выявить которые практически невозможно. Ведётся изменение русел рек, ухудшающее процессы самоочищения, и т.д. Очевидно, что изменение Санитарных правил должно приводить их в соответствие с жизненными реалиями, регламентировать ту деятельность, которую необходимо регламентировать, но которая оставалась неохваченной прежними Санитарными правилами.

Вместо этого при разработке СП 2.1.4.2625-10 проведена линия на дерегулирование деятельности на водосборной территории источников питьевого водоснабжения Москвы. Огромная её часть выведена из зоны санитарной охраны, в том числе расположенная очень близко, на расстоянии 1 суток пробега воды, к водозаборам станций водоподготовки. Отказ от третьего пояса ЗСО означает, что на этой территории может быть размещён хоть нефтеперерабатывающий завод, хоть химический или целлюлозно-бумажный комбинат, хоть там всё заасфальтируют – характер использования будет определяться лишь выгодностью инвестиций, больше ничем.

Для нас очевидно, что по практически неизбежным негативным последствиям СП 2.1.4.2625-10 может соперничать с Лесным кодексом 2006 года. Отличие в одном: кодекс напоминает о себе пожарами, дымом и гарью лишь в летнюю засуху, в остальное время даёт передышку. А Санитарные правила будут давать о себе знать ежедневно – водой из крана, которую будет пить невозможно.

Очевидно, что разработка Санитарных правил велась разработчиками с недостаточным кругозором и квалификацией; вероятно, при лоббистском давлении крупного девелоперского бизнеса.

Мы предложили свои примерные варианты некоторых пунктов Санитарных правил, опираясь на проработки экспертов, компетентных в тематике этих пунктов. Но считаем, что требуют более глубокой проработки многие другие вопросы Санитарных правил. Это регламентация размещения и развития промышленности во 2 и 3 поясах ЗСО – то, что сказано по второму поясу, недостаточно строго. Это вопрос ограничения развития поселений, увеличения плотности населения, роста удельного веса территории с твёрдым покрытием. Это вопрос предотвращения эвтрофирования.

 

По всем эти вопросам Санитарные правила нуждаются в быстрой и компетентной доработке.

 

 

15.10.2010 г.