Красногорский узел

Феномен Архангельского. Особенности национальной культуры.

Архангельское, вид с Жуковки.

 

Сразу же оговорюсь: слово «феномен» в заголовке этой маленькой статьи о судьбе музея-усадьбы «Архангельское» использовано мною исключительно в том смысле, что на этом кусочке Подмосковной земли сошлось столь много всякого, что по нему уже можно судить о особенностях всей национальной культуры нашей державы.

 

Причиной же написания этой статьи стала невозможность каким-либо другим способом сообщить миру свою точку зрения на разгорающийся с новой силой конфликт вокруг музея-усадьбы «Архангельское», между общественностью и честное слово - не знаю кем! У меня даже есть заветная мечта - взглянуть на тех, кто конкретно за всем этим стоит. Местные СМИ же стоят насмерть.


Пожалуй, будет понятнее, если в самом начале обозначить и перечислить основные противоречия вызвавшие этот конфликт...


Начать пожалуй нужно с констатации совершенно парадоксальной ситуации, заключающейся в том, что музей-усадьба «Архангельское» являясь ценнейшим и всемирно известным памятником культуры России, в течение более чем 30 лет находится на реставрации и практически исключена из происходящих в стране культурных процессов. Исключительные по ценности собрания произведений западноевропейской живописи и скульптуры скитается по хранилищам и недоступны для народа. Для жителей Красногорского района такая потеря весьма существенна и даже болезненна для тех, кто помнит усадьбу до её закрытия.

Во-вторых: то, что происходит в Архангельском вызывает у местного населения чувства глубочайшего недоумения и возмущения, и в тоже время остаётся абсолютно безразличным для федеральных и муниципальных властей. Чиновники из минкультуры РФ всё это время не уделяли усадьбе достойного её внимания. Границы музея-усадьбы и границы её охранных зон до сих пор не утверждены. В результате: земли вокруг Музея-усадьбы «Архангельское», на её территории и в её охранных зонах с грубейшими нарушениями законодательства РФ сдавались в аренду частным фирмам; в том числе и под застройку. Исключительно благодаря вмешательству неравнодушных жителей района растаскивание земель удалось остановить. Была предотвращена попытка начать строительство на ООПТ областного значения «Лохин остров», тем самым была спасена визуальная перспектива усадьбы Архангельское - одна из главных её достопримечательностей. Этими же людьми была прорвана информационная блокада вокруг музея-усадьбы «Архангельское» и дела творящихся в ней стали «притчей во языцах». Во время этих акций люди постоянно встречали противодействие со стороны федеральных и муниципальных властей. В 2013 году местные жители предотвратили застройку Ильинской поймы, часть которой находится в зоне охраняемого ландшафта музея-усадьбы «Архангельское». Однако, несмотря на решение Верховного суда РФ, границы охраняемого ландшафта там не устанавливаются и не оформляются. Мы считаем это неслучайным. К тому, что в последнее время ситуация с музеем-усадьбой «Архангельское» сдвинулась с мёртвой точки министерство культуры РФ не имеет ни малейшего отношения.

В-третьих: взгляды народа - жителей Красногорского района и специалистов музея-усадьбы на то, как должна выглядеть и развиваться в дальнейшем музей-усадьба «Архангельское» - диаметрально противоположны. В последнее время культспецы в союзе с промышляющими в поисках дорогой земли бизнесменами пытаются выставить красногорскую общественность бестолковыми и малокультурными маргиналами, которые своими акциями мешают им работать.

В-четвёртых: то что творится с музеем-усадьбой «Архангельское» никак нельзя считать случайностью. Территорию вокруг музея усадьбы Архангельское самым активным образом обживает «новая элита» - высшие госчиновники, олигархи и бизнесмены Путинской РФ; но при этом музей они не посещают и в таковом качестве практически им не интересуются. У местного народа в одно время созрела идея заманить в усадьбу кого-нибудь из высокопоставленных - не получилось. Два Президента РФ публично объявили о том, что взяли ситуацию в «Архангельском» под свой личный контроль, да только она ни коем образом не разрешается. Ещё в 90-е годы был создан попечительский совет музея-усадьбы «Архангельское», в который вошли самые известные люди страны, в том числе члены «Английского клуба», но они не помогли усадьбе даже зарегистрировать свои границы. В этот же пункт, пожалуй, нужно добавить ещё вот что: когда за дело взялись мы, и стали добиваться успеха, те кто препятствовал нам в спасении усадьбы в интернете позиционировали себя как «Ложа П2»! Я не шучу!

В-пятых: на ближайших к музею-усадьбе и дачам высших госчиновников РФ территориях насаждаются абсолютно противоестественные коммерческие проекты, продвижение которых сопровождается беспрецедентным по наглости обманом местного населения и нарушениями законодательства РФ.

В-шестых: после удачных акций местной общественности в кресло директора музея-усадьбы был посажен А. Бусыгин - выходец из администрации Президента РФ, уже отметившийся в наших местах при разделе Воронковкого округа в частных интересах С. Керимова. Первыми шагами А. Бусыгина на посту директора стали: отказ от судебных исков к фирмам получившим в аренду землю в охранных зонах музея-усадьбы, повторная сдача В. Вексельбергу в аренду 40 га, незадолго до этого возвращённые государству судом, увольнение ведущего юриста и отзыв доверенностей у юристов представлявших интересы музея-усадьбы «Архангельское» в судах.


Пожалуй вышеперечисленного будет достаточно для того, чтобы понять: в какой мере дела в «Архангельском» отражают физиономию власти державы, ее цели, культурные приоритеты и внутренние противоречия.


Плакат защитников Архангельского


А теперь немножко порассуждаю на заданную мне тему...

Складывается впечатление, что музей-усадьба «Архангельское» у нынешней власти стоит поперёк горла! О подлинной причине такого отношения к ней можно только предполагать. Впрочем причина может оказаться самой дикой; после перечисленного выше удивляться уже нечему. Может это происходит потому, что она находится не в Санкт Петербургской волости, или потому, что один из её владельцев прикончил любимца набирающего ныне популярность Николая II – но всё это будут только досужие домыслы, А, вот перечисленные выше факты реальны - от них и надо отталкиваться...

То, что столь любимая народом усадьба «Архангельское» не пришлась ко двору эффективным менеджерам новой России (хотя неприятности для неё начались ещё в прошлом веке) - для нас уже очевидно, и видно невооружённым глазом. И вот эта оппозиция: мы её любим - они нет, пожалуй, и может подсказать нам за что они её терпеть не могут. Потому - что её любим мы!


Летом же прошлого - 2013 года общественников Красногорского района пригласили в музей-усадьбу дабы унять слухи о неблагополучии с сохранностью её коллекций. Нас провели по депозитариям и залам дворца. А потом зашёл разговор о том, что мы мешаем им своими акциями творить добро! На их лад естественно. А между тем - это те самые люди, которые добились для усадьбы стабильности. Та же тема с тех пор постоянно звучит из уст весьма высокопоставленных особ.

Пожалуй, за этим и скрывается главное по сути, но совершенно не главное в нашей истории противоречие. Дело в их и наших ценностных приоритетах. Дело в том, что по убеждению кульспецов (по другому я их назвать не могу), люди приезжают в Архангельское - «за подлинностью». Учитывая это они ведут реставрацию усадьбы и планируют её развитие. Потому им и не нужны усилия людей по возврату распроданных участков усадебного ландшафтного парка и её охранных территорий. Для них «важна пушка» сама по себе и абсолютно безразлично, где она должна стоять. Незнание специалистами усадьбы элементарных вещей вызывало недоумение. В общем мы нос к носу столкнулись там с «сектой фетишистов». Подобный подход имеет место быть, и пророс он из дискуссий 70-х годов прошлого века о том как реставрировать произведения искусства: приближать объект реставрации к его первоначальному виду - давая зрителю возможность взглянуть на произведение искусства глазами автора, или максимально сосредоточиться на сохранении подлинности и консервировать сохранившиеся авторские части отделяя их различными приёмами от маскирующей утраты работы реставратора. Победила последняя концепция. В результате, помнится, чуть не были загублены фрески Андрея Рублёва в Успенском соборе в г. Владимире. Хотя, как я уже говорил: такой подход имеет место быть, только по нашему мнению он совершенно неуместен в случае «Архангельского».

Если попробовать сказать кратко, то будет так:

Чиновники от культуры вкупе с культспецами и бизнесменами от власти хотят видеть Архангельское хранилищем подлинных вещей - от ценности которых захватывает дух...

Мы же хотим видеть в Архангельском то, что ещё помним и за что его любим: то есть - уникальный синтез первозданной природы, рукотворного ландшафта, архитектуры и произведений искусств - от которого захватывает дух. В общем - местом, где человек ощущает себя и в гармонии с окружающим миром и чувствует себя как дома. Я не знаю другого места, где бы это состояние ощущалось с такой же ясностью.

Было время, когда я очень часто бывал в там с людьми различных национальностей - и все они отмечали эту особенность Архангельского. А вот г. В. Мединский и прочие с ним этого не понимает!

Это противоречие во взглядах на усадьбу отразилось в прозвище, которым они наградили усадьбу «Архангельское». «Русский Версаль» - совершенно неуместное для неё название. Архангельское - это не помпезное воплощение амбиций снедаемого эгоизмом сановного хозяина, здесь всё сделано так, чтобы просто человеку было хорошо. А, еще, пожалуй, нужно добавить - русскому человеку - в соответствии с его культурной традицией; и, если даже хотите — архетипом... Может быть как раз именно с этим они не согласны?


С подобной же, похожей на нашу, позицией выступают многие специалисты в области культуры. Ещё в 90 - е годы в Архангельское и его окрестности обследовали архитекторы, археологи и дендрологи. Они пришли к выводу о возможности восстановления пейзажного парка Архангельского и создания на его основе музейного и туристического комплекса мирового уровня. Только эта идея эта поддержки у федеральных властей не получает. (Теперь эта перспектива вообще улетучивается - частью этого парка пытается завладеть известный «меценат» - В. Вексельберг.)


Парк за театром Гонзаго


Здесь самое время перейти ко второму Архангельскому «феномену».

Вот это уж действительно: феномен - так феномен! Окрестности музея-усадьбы заселены самыми важными топ-менеджерами Путинской России. СМИ даже участок самого Д.А. Медведева там отыскали. Хотя автор полагает, что дача Медведева находится в другом Архангельском. Но вот что поразительно: земля вокруг усадьбы для них будто мёдом намазана, а вот в саму усадьбу они «ни ногой» - будто та земля дня них проклятая! Или табу какое-то на неё наложено. Так, что: не то, чтобы помочь музею - так даже посмотреть его они не хотят! Зато сановные господа и их жёны очень любят посещать конюшни в соседнем Поздняково. Не знаю как для Вас, а для меня это означает, что у представителей этой державной «элиты» наш объект культуры мирового уровня не вызывает никакого интереса.

Поработав в течение 15 лет ландшафтным дизайнером по Рублёвкам и прочим заповедным уголкам Подмосковья, я повидал всякое, и вынес убеждение об отсутствии у них в принципе эстетических потребностей, которые заменены на принятые в группе установки, призванные подтвердить их принадлежность, статус и особость; то есть - отличие от нас. Сколько раз мне приходилось слышать: «Сделайте нам так, чтобы было видно, что это очень дорого - как золотой браслет!» Для меня вообще странной выглядит эта публика, для которой корифеем стиля является одевающийся по моде рублёвских бомжей Васильев!

Вот поэтому-то «Архангельское» и опасно для них - ибо оно безжалостно рвёт эти установки и делает их самих смешными.

И всё равно они рвутся сюда со страшной силой: им исключительно важен «архангельский лейбл»» для подтверждения своего высокого статуса. Но даже в Архангельском они пытаются обустраиваться сообразно своим «перпендикулярным» вкусам. Для иллюстрации этой мысли приведу один пример: в Архангельских дачах среди похожих на гробницы Петры монстров, стоит чудовищный дом Степановых, проект которого даже получил за это приз. Но вот, что примечательно, та же семейка за границей купила домик в совсем ином стиле - оказавшись за бугром они уже не хотят подчёркивать своё отличие от соседей!

Но это - там! Здесь же наш новый фантасмагорический мир порождает абсолютно дикие ситуации и совершенных чудовищ.

Ещё один «меценат» А. Георгадзе, как-то получив разрешение на малоэтажное строительство в карьере возле д. Глухово, а построил среднеэтажное «Рублёвское предместье», которое теперь портит вид с террасы усадебного парка. Ныне покойный академик архитектуры Выборный, очень возмущался этим случаем. А вот, к счастью тоже ныне покойная, - главный архитектор Красногорского муниципального района М. Фалькова без обиняков заявила: «А вы не смотрите в ту сторону!»


Вид из Архангельского на


Просто - уму не постижимо, но это факт: вокруг нас обитает какая-то диковинная популяция правителей, вербальное общение с которой для нормального человека уже в принципе невозможно. Как однажды на публичных слушаниях выразился один местный функционер: «Мы не можем разговаривать с вами в режиме диалога!»

Отсюда и растёт конфликт в Архангельском. Повторю высказанную уже мысль: им претит музей-усадьба «Архангельское» потому что мы его любим!


Ну и напоследок, ещё немного о приоритетах...

Мы совершенно убеждены в том, что замена В. Длугача А. Бусыгиным, на посту директора музея-усадьбы «Архангельское» была вызвана успехами общественности и руководства усадьбы по возврату незаконно сданных в аренду земель в охранных зонах усадьбы. То, что это делалось с тотальным нарушением законодательства, подтверждают многочисленные судебные решения. Это факт! Теперь, когда А. Бусыгин, сев в кресло директора, отказался от дальнейших исков, у меня возникает законный вопрос: что это означает? То, что этого высокопоставленного госчина не интересуют нарушение законодательства Российской Федерации? Или даже то, что он вполне солидарен с нарушителями законодательства Российской Федерации и поддерживает их? Как можно оправдать его помощь В. Вексельбергу в повторной взятии в аренду 40 га за театром Гонзаго при шокировавших всех обстоятельствах? Элементарная логика подсказывает, что он сначала должен наконец утвердить границы музея-усадьбы и её охранных зон, и только потом согласовывать сдачу в аренду окрестных земель; но произошло как-раз обратное!

Люди вообще не понимают зачем Вексельбергу так важно взять этот участок в аренду только для того, чтобы его почистить, как об этом заявляется? Для этого вовсе не нужна аренда.

Но ведь о том кто двинул А. Бусыгина к нам - совсем нетрудно догадаться! Ведь так? В который раз мы встречаемся с тем, что в стране, существование и функционирование законодательной системы оказывается нужным только нам!

Люди уже отметили эту особенную пикантность ситуации, считают невозможным нахождение такого человека на посту директора музея-усадьбы «Архангельское» и намерены добиваться его удаления из Архангельского.


Авторская модель памятника Минину и Пожарскому в Архангельском.


Ещё один момент. Ссылки чиновников на то, что их государство слишком бедное и не может содержать парк Архангельского, не состоятельны: в 2013 году музей-усадьба «Архангельское» с пока неизвестной целью взяла в аренду более 100 га на ООПТ «Лохин остров». Согласно законодательства РФ они обязаны ухаживать за лесом и производить его чистку. Эти мероприятия теперь в соответствии с законодательством выполняются на конкурсной основе. То есть усадьба должна будет платить. По информации из лесничества, уже в марте этого года на музей-усадьбу могут быть наложены штрафные санкции за неисполение обязательств по договору. То есть - деньги на это они имеют. Но то, что они взяли в аренду этот участок, который и так никуда не уйдёт и должен обихоживаться государством, и демонстративно отдают другие, вызывает множество вопросов.


В последнее время я принимал участие в нескольких встречах по Архангельскому с федеральными функционерами курирующими вопросы культуры. Уровень их информированности в этих вопросах и градус их отношения к этим вопросам, просто обескураживает. Я слышал сам, как во время этих встреч, известный всем театр Гонзаго был дважды назван «театром Георгадзе»! Видно было что озабочены они были только тем: как они выглядят перед камерами ТВ каналов! Как выразился мой знакомый об одном из них: «Единственным моим желанием на встрече с ним было: подойти к нему и дать ему подзатыльник, чтобы посмотреть на его естественную реакцию.»


Вот вкратце те мысли, на которые меня натолкнул новый виток обострения ситуации вокруг музея-усадьбы «Архангельское». Если кому-то они не по нраву, так пусть винят в этом не меня, а СМИ, которые не дают людям достоверную информацию о происходящем.



К этому, пожалуй, осталось только добавить, что до недавнего времени о делах на территории музея-усадьбы «Архангельское» да и всего Красногорского района существовала жесточайшая информационная блокада; в которой нам всё же посчастливилось наделать много дыр! Но до сих пор: депутаты, патриоты, записные экологи и прочие любители потусоваться перед телекамерами, стараются держаться подальше от музея-усадьбы «Архангельское» и его проблем. Я лично побывал в офисах всех крупных партий РФ, с предложением поучаствовать в деле спасения «Архангельское». Все кивали головами, но никто не помог!



Когда-то я прочитал детскую книжку (по ней даже поставлен фильм) о том, как группу детей во время грозы завалило в пещере в которой был вход в фашистский бункер. Они долго блуждали по нему в поисках выхода, и нашли его только после того, как поняли логику создавших его: «за всё хорошее - смерть»! Так и в нашем случае: сейчас нам как можно быстрее нужно понять внутреннюю логику тех в чьи лапы попала музей-усадьба «Архангельское»...

 



ИС

19.02.2014