Красногорский Узел

На главную

Знаменское -Губайлово  Документы

 

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

о проектной документации, связанной с памятником истории и культуры ХУШ- Х1Х вв. усадьбе Знаменское-Губайлово, г. Красногорск Московской области.

 

На рассмотрение секции ФНМС представлена следующая документация:

1  - Схема зон охраны памятников истории и культуры. Усадьба Знаменское- Губайлово. В составе проекта Генерального плана г. Красногорска муниципального образования «Городское поселение Красногорск». ГУП НИиПИ Генплана Москвы. ( М 1:5000. Заказчик: ООО «Региональная Финансово-Строительная Компания», 2005 г.).

2 - Генплан зон охраны ( В составе проекта зон охраны памятника истории и культуры усадьбы Знаменское-Губайлово (ХУШ-Х1Х вв.) федерального значения (уточнение границ охранных зон и режимов регулирования градостроительной деятельности по состоянию на 2002 г.). ГУП НИиПИ Генплана Москвы.

3 - Заключение историко-культурной экспертизы по памятнику истории и культуры ХУШ-Х1Х вв. усадьбе Знаменское-Губайлово, г. Красногорск Московской области (РНИИИ им. Д.С.Лихачева, руководитель проекта Н.И.Завьялова, М.,2007).

4 - Заявление председателя ТОС «Губайлово-2» Пучкова Петра Павловича, обращенное к заместителю председателя Научно-методического совета по сохранению культурного наследия при Министерстве культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации Ю.А.Веденину от 0.7.05.2007.

5 - ксерокопия сообщения «Красногорских вестей» (№ 50, 21 апреля, сс. 4-5): Проект планировки центральной части г. Красногорска с комплексом административно-общественного и историко-культурного центра города (ООО «Форт»).

6 - Проект территории «Пешеходной зоны» усадьбы «Губайлово-Знаменское». Пояснительная записка; схемы к проекту (участок вдоль ул. Дачная, включая территорию между улицей и Ивановскими прудами и двумя площадками застройки – ресторанного комплекса и проектируемых Красногорских торговых рядов с ситуационным планом. Проект  выполнен Центральным государственным лесоустроительным предприятием «Центрлеспроект».Паркоустроительная экспедиция. М., 2004.

7 - Схема «Градостроительная проработка размещения пешеходной зоны с объектами торговли по адресу: г. Красногорск, микрорайон 8 (Губайлово-2). Ул.Дачная, 8-8А». (Со схемами размещения объекта строительства и планом размещения объекта строительства с  планировочными ограничениями. Управление архитектуры и градостроительства Администрации Красногорского района, НИиПИ Генплана города Москвы и НИиПИ градостроительства МО, без регистрационного номера, в двух вариантах: в расчете на площадь участка 0.17 га+ 0,15 га благоустройства и участок площадью 0,49 га).

8 - Проект визуализации фасадов «Красногорских торговых рядов» (3 листа).

9 - Постановления Главы Красногорского района Московской области: № 1861\11 от 06.11.2003 и № 2772\12 от 20. 12.2004.

10 - Выписка из протокола заседания Архитектурно-технического совета № 13 при Администрации Муниципального образования «Красногорский район» от 27.07.04, направленная Управлением архитектуры и градостроительства Администрации Красногорского района Московской области Генеральному директору ООО «Архитектурно-строительная компания «Розенфилд Холдинг» Журавлеву А.Д. (№ 831 от 16.08.04).

11 - Градостроительные заключения Управлениия архитектуры и градостроительства Администрации Красногорского района: № 2 от 25 февраля 2003 г. и № 37 от 19 августа  2003 г. по размещению пешеходной зоны с объектами торговли в г. Красногорске, мкр. 8 (Губайлово-2), ул. Дачная у стр. 8., 8А с площадью земельных участков 0.32 и 0.49 га соответственно.

12 - Проект организации строительства (ПОС) «Красногорских торговых рядов»: Пешеходная зона с объектами торговли, четырехэтажным объектом соцкультбыта со встроенной автостоянкой на ул.Дачная. Том 4, с тремя листами строийгенплана. (Разработчики: Архитектурно-строительная компания «Розенфельд Холдинг», ООО «Архитектурная студия Ырыскулова». М., 2005).

13 - Письма:

- Главного архитектора НИиПИ градостроительства МО О.В.Малиновой ( № 25\2372 от 24.10.03).

- Первого заместителя начальника Главного Управления Архитектуры и грдостроительства МО (ГЛАВАРХИТЕКТУРА) В.Ф.Зубахина ( № 4-23\1532 от 13.ноября 2003).

- Заместителя директора НИиПИ генерального плана Москвы А.Г.Меламеда № 200-02-2719\6 - \0\-1 от 24.04.2006 (О зонах охраны ус. Знаменское-Губайлово).

- Заместителя министра культуры Правительства Московской области Т.Е. Ширшиковой № 16-232\1-23 от 29.01.2007 .

 

1. Следует отметить, что «Заключение историко-культурной экспертизы по памятнику истории и культуры ХУШ-Х1Х вв. усадьбе Знаменское-Губайлово» существенно расширяет представление о спектре и параметрах историко-культурных ценностей в пределах города Красногорска. Целесообразно поддержать предлагаемое направление корректировки зон охраны усадьбы Знаменское-Губайлово, ориентированное на сохранение как культурного, так и природного наследия. В связи с рекомендуемым  данным документом расширением границ территории памятника истории  и культуры логично было бы учесть рекомендации о расширении и зоны регулирования застройки на прилегающих к исторической усадьбе территориях в целях предотвращения последующего уплотнения застройки и повышения её высотности. Территории современного использования (детский городок, фрагменты дачной застройки и т.п.) можно было бы также включать в границы территории памятника истории и культуры, отнеся их к диссонирующим объектам. Это позволит предотвратить их неожиданное нежелательное для сохранения целостности памятника развития в будущем.

2. Особенно следует отметить, что уклонение Администрации Красногорского района от утверждения предшествующих разработок проектов зон охраны памятника истории и культуры федерального значения (в частности, проекта, разработанного ГУП НИиПИ Генплана Москвы в1992 г.) уже нанесло и продолжает способствовать причинению ущерба уникальному объекту из-за спонтанной застройки ряда участков разработанных, но своевременно не утвержденных зон охраны памятника. И, напротив, поспешная реализация проекта охранных зон 2002 г. (с корректировками 2005-2007 гг.), как показывает опыт, только усугубляет сложившуюся ситуацию. В соответствии с данным проектом и его последними корректировками из границ памятника и его охранных зон неоправданно исключен ряд ценных в историко-культурном отношении территорий (либо понижен их статус), значительно уменьшены зона регулирования застройки и зона охраняемого природного ландшафта, что открывает возможности для их активного освоения и застройки. В частности, можно выделить следующие такие территории: застроенная многоэтажными домами территория садовых участков к югу от Знаменского пруда; территория парка к северо-востоку от Зеленого театра; парковая зона к востоку от ДК «Подмосковье»; территория усадьбы, с запада прилегающая к Волоколамскому шоссе; парковая территория вдоль ул. Дачная; участок на пересечении ул. Комсомольская и 50-лет Октября, на котором возведен торгово-развлекательный комплекс; обширная лесопарковая территория к северу от усадьбы и т. д.   

Таким образом, необходимо отметить, что Администрация Красногорского района не выполняет своих функций в отношении соблюдения законоположений в области сохранения отечественного историко-культурного наследия, имеющего очень высокую концентрацию объектов в ближнем окружении древней столицы государства Российского.

3. Удивляет тот факт, что во всех предложенных к рассмотрению проектах зон охраны не представлена информация о памятниках археологии, отсутствует и схема расположения окружающих древних поселений и соединяющих их дорог. Направление трассы современного Волоколамского шоссе в пределах усадьбы Знаменское-Губайлово тоже имеет историко-культурную ценность, поскольку исторически оно оказалось включенным в планировочную структуру ансамбля усадьбы Знаменское-Губайлово.

В этой связи нелогично рассматривать трассу шоссе только как разделяющий элемент планировочной структуры усадьбы Знаменское-Губайлово и последовательно усиливать этот эффект проектными разработками развития вдоль неё современного административного центра города. Продуктивнее было бы предпринять усилия по перенесению функции административно-торгового центра к районам концентрации новой застройки. Можно было бы подумать и о создании обходной трассы, переводящей мощный транспортный поток из центра усадебного комплекса в другое русло.

4. Административная функция градостроительного организма, как учат еще на студенческой скамье, имеет тенденцию развиваться с  ростом города. Это обстоятельство закладывает взрывной для исторической усадьбы эффект на далекую перспективу существования города Красногорска. В этой связи, а так же учитывая имеющиеся в проектных разработках ремарки о необходимости реконструкции ряда существующих построек и предложения, касающиеся вывода некоторых организаций из зоны нынешнего центра города, Управлению архитектуры и градостроительства Красногорска следовало бы обеспокоиться поиском более подходящего и соответствующего потребностям развития города участка для устройства нового административного центра,  приближенного к кварталам современной застройки. Существующие постройки административного центра по истечении сроков амортизации могли бы быть постепенно устранены. Это позволит объединить разорванные из-за бездумного проектирования в ХХ столетии части исторического ансамбля в смысловом, визуальном и композиционном отношениях.

В представленных на рассмотрение проектных предложениях, несмотря на включение в название разработок термина «историко-культурный центр», нет даже намека на реальную разработку этой функции. Создается банальный торгово-развлекательный центр, который, разумеется, сулит выгоды инициаторам его строительства. Кроме того, предполагаемое строительство будет вестись непосредственно на исторической территории памятника, в том числе, и за счет уничтожения ценных парковых насаждений. Сохранившийся культурный ресурс усадьбы Знаменское-Губайлово (планировочные приемы усадебного ансамбля, пластика рельефа на ее территории, глубоко осмысленное распределение пространств –  водных, озелененных и с сооружениями разного рода, панорамы, растительное разнообразие) остается вне поля зрения проектировщиков. Между тем, именно он позволяет (конечно, при необходимой квалификации проектировщиков и при условии реальной заботы о приращении культурного потенциала места, а не демонстрации лишь стремления решить меркантильные сиюминутные потребности) создать неповторимый историко-культурный центр на базе памятника истории и культуры. Использование существующих (а возможно, и восстановленных) усадебных построек позволяет разместить здесь массу клубов по интересам, концертную функцию, исследовательские объединения историко-культурной или экологической направленности, любителей разведения оранжерейных растений, коневодства и т.д. и т.п., не говоря уж о создании в памятнике федерального значения музея, об отсутствии которого в переписке с удовлетворением сообщает заместитель министра Министерства культуры Московской области.

В итоге представляется, что данный блок проектной документации требует более тщательной проработки с существенным акцентом на задачи сохранения и использования историко-культурного наследия в развитии города Красногорска, да и Подмосковья в целом.

5. Предложения о строительстве торгового центра на улице Дачной (строения 8, 8А) вызывает удивление во многих отношениях. Во-первых, речь идет об интенсивном освоении зоны регулирования застройки, которая уже очень специфически «отрегулирована» строительством 14-ти и 17-тиэтажных домов, возведенных у исторических границ усадьбы Знаменское-Губайлово без учета запроектированных зон охраны памятника федерального значения. Теперь запрашивается разрешение на строительство у самого их подножия обширного 4-хэтажного торгового комплекса. При этом на представленных листах чертежей изображены его трехэтажные фасады. Чему верить, не  понятно. Торговые ряды планируется обеспечить наряду с наземными ещё и подземными автостоянками, однако их размещение в плане, а тем более в разрезе не представлено. Разнятся сведения и о размере застраиваемой территории – в одном документе упоминается 0.17 га при 0.15 га благоустраиваемой территории, но нет точной информации о том, как это будет реализоваться. В градостроительной экспертизе № 37 Красногорского архитектурного управления речь идет уже о 0.49 га и конфигурация участка иная. Не ясно, что же на самом деле планируется.

Размах строительства, как обычно, грандиозен. Есть предположения, что процесс строительства, а затем и эксплуатации развитого торгового центра не будет способствовать комфортному существованию жителей близлежащих зданий.

Очень странно выглядит забота о гармонизации нового торгового центра с усадебным парком в виде рекомендации градостроительной экспертизы ограничить вертикальные габариты новых построек торгового центра высотой не более 2\3 высоты взрослого дерева. На чертеже же высота башни торговых рядов достигает 33 м, что соизмеримо как раз с размерами дерева, которое неизвестно, вырастет ли на периферии парка при такой близости интенсивно застраиваемых участков городской территории и росте количества посетителей создаваемой «пешеходной» зоны.

Хотелось бы видеть проектную документацию, более честно сообщающую о планируемых строительных намерениях. Не помешали бы и основательные, подкрепленные заключениями экологов, гидрологов, дендрологов проработки вопроса о воздействии новой интенсивной застройки на ландшафт усадьбы, нагрузки на который существенно возрастут в случае планируемого строительства торгового центра, привлекающего большие потоки посетителей. Нескольких фраз в Проекте организации строительства  и Проекте благоустройства территории явно недостаточно для убедительности представленных проектных проработок. Необходима так же и схема функционального зонирования территории торгового центра – обтекаемые фразы о торговле мороженым и размещении помещений служб бытового обслуживания не оправдывают планы освоения более чем 17000 м2

Тем не менее, следует отметить, что при условии сокращения размаха строительной экспансии на границе усадебного парка вдоль улицы Дачной, здесь

допустима организация культурно-развлекательной функции.

            Отдельно стоит сказать про проект территории «Пешеходной зоны» усадьбы «Губайлово-Знаменское», выполненный Центральным государственным лесоустроительным предприятием «Центрлеспроект» в 2004 г. Предложения по благоустройству, изложенные в данном проекте, вызывают двоякое впечатление: с одной стороны, забота об улучшении качества парковых насаждений, а с другой – очень сильное увеличение нагрузок от создаваемой системы развлекательных объектов, привлекающих значительные массы посетителей. Также не может не вызывать обеспокоенность поддержанная проектом идея дальнейшего «агрессивного» внедрения на историческую территорию памятника (вслед за незаконно сооруженным в охранной зоне и на территории усадьбы торгово-развлекательным комплексом «Розенфилд Плаза») различных объектов без учета историко-культурной ценности места (проектом предлагается дальнейшее уничтожение исторических сохранившихся канав, обваловки и т. д.).

 

4. Рассмотренные проектные предложения убедительно демонстрируют проявляемое на протяжении десятилетий недостаточное внимание Администрации Красногорского района к проблемам сохранения памятника истории и культуры федерального значения усадьбы Знаменское-Губайлово. Необходимо безотлагательно придать зонам ее охраны законодательный статус. При этом, разумеется, необходимо учесть, что проект охранных зон, разработанный ГУП НИиПИ Генплана Москвы в 2002 г., не в полной мере соответствует задаче сохранения историко-культурного наследия, что подтверждается и ходом его реализации (осуществляемой даже без официального утверждения проекта). Более продуктивной представляется реализация проектных предложений, разработанных ГУП НИиПИ Генплана Москвы в 1992 г., с учетом  рекомендаций разработанного в Российском научно-исследовательском институте культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачева «Заключения историко-культурной экспертизы по памятнику истории и культуры ХУШ – Х1Х вв. усадьбе Знаменское-Губайлово» (М., 2007). Важно на время корректировки и утверждения зон охраны памятника истории и культуры специальным распоряжением Администрации Красногорского района исключить практику застройки территорий, планируемых в качестве режимных участков, предназначенных для обеспечения сохранности памятника истории и культуры.  Целесообразно также откорректировать направленность развития административно-торгового центра города, оказавшегося в середине комплекса исторической усадьбы Знаменское-Губайлово. Безусловно, необходима тщательно проработанная программа реставрации и современного использования исторической усадьбы – памятника истории и культуры федерального значения.

 

 

Кандидат архитектуры,

старший научный сотрудник

Российского института культурологи,                                            

            член секции «Достопримечательные места

и историко-культурные заповедники» ФНМС                                    Э.Л.Базарова