Министерство природных ресурсов Российской Федерации
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И
ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ МПР РОССИИ
ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
17.02.04 г. ЭЭ – 259/04
Утверждено Приказом
ГУПР по Московской области
№ 585
– Э от 17.02.2004 г.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
экспертной комиссии государственной экологической
экспертизы по проекту
планировки территории «Павшинская пойма» в
Красногорском районе Московской области.
Экспертная комиссия государственной экологической экспертизы,
утвержденная приказом ГУПР по Московской области № 57-э от 08.01.04.
в составе: руководитель комиссии —Р.С.Гильденскиольд, д.м.н., зав. отд. ФНЦГ им Ф.Ф.Эрисмана;
ответственный секретарь — Н.В.Хромова, гл. спец. отдела государственной экологической
экспертизы ГУПР по Московской области; члены комиссии
— А.И.Волохов, директор Бюро ВЭП; Т.В.Амелина, н.с. лаборатории экспериментальных исследований геосистем
Института географии РАН, В.Н.Жукова, гл. специалист-эколог ООО «Эсэйч Инжиниринг», рассмотрела материалы проекта планировки территории «Павшинская пойма» в Красногорском районе (вх. № 2245-03 от 03.12.03.).
Заказчик государственной экологической экспертизы: ЗАО
«ТУКС-4»
Разработчик проекта: ГУП
НИиПИ генплана г.Москвы.
МосЦГМСРФ. НППП
«Спецгеопарк», ФГУП
«Противокарстовая и береговая
защита». ООО "Экология
строительства», ООО «Канастройпроект», 2003 г.
На экспертизу
представлены следующие материалы:
ТЭО.
пояснительная записка:
-
архитектурно-планировочные решения, транспортное обслуживание графические
материалы;
- гидрогеологическая
характеристика р.р.Москвы и Банька, отчет гидрогеологических
исследованиях на территории мкр. «Павшино» (4 кн.);
- промежуточный
отчет о с;: щналькых и геофизических исследованиях;
- охрана окружающей
среды;
- исходно-разрешительная
документация в том числе:
- постановление Главы
Красногорского района о разрешении проектирования ЗАО
«ТУКС-4»на участке пелощадью 100 и 17,72 га в Павшинской пойме г.Красногорска и
на
участке 20,86 га в мкр. № 15 (№ 1680 от 20.10.03.);
- согласование
государственного инспектора ГУПР по Московской области
(Красногорский район) по проекту планировки
территории (№ 07-04-15/421 от 11.11.03.):
- акты
установления границ земельного участка, утвержденные Комитетом по
земельным ресурсам Красногорского района (от 22.04.03.; от 06.08.02.; от
07.08.02.):
свидетельство о государственной регистрации права ООО «Региональная
финансово-
строительная компания» на земельный
участок площадью 100,0 га (№ 50-01.00-18.2002-
406.1 от 23.09.02.);
- выписка из
протокола архитектурно-технического Совета № 4 при администрации
МО «Красногорский район» о согласовании концепции планировки территории
«Павшинская пойма» (№ 1302 от 07.10.03.);
- заключение
(отрицательное) ЦГСЭН по Московской области по проекту планировки
территории «Павшинская пойма» (№ 50.99.16.000.Т.002559.11.03. от 10.11.03.):
ТУ МГУП «Мосводоканал» на водоснабжение и канализование жилой застройки
«Павшинская пойма» (№ 21-2358/3-(0)-1 от 01.09.03.; № 21-2359-1971 от 04.09.03).
Общие сведения об объекте экспертизы
Проектируемая территория площадью 169 га входит в
границы г. Красногорска,
примыкает с запада и востока к
северо-восточному административному округ}' г.Москвы, в
юго-восточной части граничит с Одинцовским районом и западным
административным
округом г.Москвы (д.Мякинино).
Землеотводные документы оформлены не на
всю территорию.
В
основу проекта положены: Генеральные планы г.Красногорска и Красногорского
района, Градостроительная концепция
освоения территории Павшине кой поймы и пр.
Проект
планировки территории "Павшинская пойма" является звеном в решении
важнейшей градостроительной задачи в
развитие г.Москвы в условиях острого дефицита
свободных площадей и непрерывного
интенсивного роста населения. При этом (по мнению
авторов) обеспечивается создание
многофункционального комплекса созданием современного
жилья, офисных центров, спортивных
сооружений и других объектов социального и иного
назначения с учетом экологических требований и ограничений, максимальном
внедрении
природоохранных мероприятий.
Территория комплекса находится в пределах Павшинской
излучины р.Москвы,
ограничена на западе, северо-западе и
севере Волоколамским шоссе, на юго-западе и юге ее
граница охватывает долину р. Баньки (приток 1 порядка р.Москвы), часть
южной и
восточная граница проходит вдоль русла р. Москвы.
В
ближайшем окружении расположены таможенный терминал, торгово-складской
комплекс «Товары для дома». Пенягинское кладбище (СЗЗ 300 м), административно-
деловой комплекс правительственных зданий (строящийся объект) и
торгово-выставочный
комплекс "Крокус-интернешнл", д/о «Рублево». д.Мякинино с крупным
коттеджным
поселком, прилегающим к Москва-реке, м/р «Центральный» г. Красногорска. Северо-
восточная часть территории занята пескобазой ОАО «Волоколамское», юго-восточная
-
территорией деревообрабатывающего предприятия ОАО «Зенитстройсервис». три АЗС
расположены вблизи застройки.
- В современном использовании незанятые территории
составляет 141,3 га, из них в
границах микрорайона -122.9
га. Участки производственно-коммунальных объектов
занимают 25,5 га, из которых на перспективу сохраняется существующий участок
АЗС
площадью 0,6 га. Ширина полосы застройки в среднем составляет 1-1,2 км, с одной
стороны она ограничена рекой, с другой - Волоколамским шоссе.
- Для
исключения подтопления строительных конструкций и коммуникаций,
предлагаются два варианта: 1)устройство дренажной системы грунтовых вод; 2)
устройство насыпи мощностью 2-4 м в зависимости от рельефа.
- Проектируемая спортивно-рекреационная зона включает горнолыжный комплекс,
примыкающий к зоне центра, спорткомплекс со стадионом, крытыми кортами,
спортивными площадками, парком
экстремальных видов спорта и бассейном. Зона
общественно-делового центра замыкает бульвары и располагается на
пресечении
Ильинского и Волоколамского шоссе.
- Природно-рекреационная зона размещается
вдоль Москва-реки, занимая всю
прибрежную часть и представляет собой
систему парковых зон - детский парк, яхт-клуб с
музеем Москва-реки, киноконцертный комплекс, аквапарк с гидропарком,
Ботанический
сад.
- Коммунально-общественная зона располагается вдоль Волоколамского шоссе и
включает гаражные комплексы с торгово-офисными и деловыми центрами.
- Коммунально-хозяйственная
зона проектируется за горнолыжным комплексом
и
включает участок пожарного депо, эл/подстанцию, ВЗУ.
- Жилой фонд
- Средняя
этажность по проектируемому микрорайону составит 17,9 этажей,
показатель плотности жилой застройки
микрорайона по проекту составит 16,2 тыс.кв.м/га.
Проектируемые жилые группы преимущественно в 17-22 этажа размещаются
вдоль
основных планировочных направлений -
бульваров, жилых улиц, внутренних структурных
осей.
- Расчетная численность населения 27,5 тыс.чел.
Предусматривается размещение всех
основных видов строительства на
территории жилой группы № 1, в т.ч. горнолыжного
комплекса с гостиницей. Объем нового строительства составит 284,2 тыс.кв.м.
общей
площади квартир с населением 5,7 тыс.чел., с обеспеченностью 50 кв.м/чел.
- Транспортная связь и индивидуальный
автотранспорт
- Основные транспортные связи - МКАД, Волоколамское
шоссе, автомагистраль «Балтия»,
Рижское направление Мж/д.
- Для постоянного хранения а/м жителей района (27,5
тыс.чел) согласно МГСН 1.01-99
требуется 8250 м/мест. Хранение предусматривается в гаражных комплексах
подземных,
отдельно стоящих или в цокольных этажах общественно-административных или
торговых
объектов. Предусмотрены отдельно стоящие
гаражные комплексы из 5 сооружений по
1000 мест каждый вдоль Волоколамского шоссе
вблизи м/р № 1. Кроме того на территории
м/р № 4 размещается гараж на 300 м/мест. В цокольных этажах общественно-
административных зданий предусмотрено размещение 1685 м/мест для постоянного
или
временного хранения. На территории
микрорайонов постоянное хранение предложено в
подземных цокольных этажах гаражей на 2086 мест. Энергообеспечение.
- Водоснабжение.
- Предполагается от системы Мосгорводопровода и
водозабора подземных вод в
количестве 9000 куб.м/сут. Проектом предлагается 2 варианта трассы водовода. В
1 вар.
водовод рекомендуется проложить от Митинского узла регулирования, длинной 5.4
км. Во
2 вар. предлагается проложить водовод от врезки в водовод № 7. подающий воду от
Рублевской водопроводной станции в Митинском УР. в районе МКАД. В этом случае
трасса длиной 2,6 км пройдет вдоль реконструируемого Волоколамского шоссе.
- Для водоснабжения застройки за счет
подземных вод предлагается строительство
водозаборных сооружений, использующих
воды подольско-мячковского и
алексинско-
протвинского водоносных комплексов.
Канализованив.
- 1 вар. - без приема поверхностного стока в
фекальную канализацию.
Рассматриваемый район
поделен на 2
бассейна канализования стоков Общий
- расчетный расход сточных вод по данному
варианту составляет: 9000 куб.м/сут,
на 1
очередь -1680 куб.м/сут.
- 2 вар. - с приемом поверхностного стока в
фекальную канализацию.
Рассматриваемый район поделен на 2 бассейна канализования. Общий расчетный
- расход сточных
вод по данному варианту составляет 31410 куб.м/сут. Удельный показатель
водоотведения принят 300 л/сут.
- Дождевая канализация.
- Водоотвод предполагается через закрытую сеть дождевой
канализации, для чего вся
сеть разделяется на 3 водосборных бассейна.
- Теплоснабжение
- Согласно
ТЭО в качестве основного источника энергообеспечения зданий
предлагается использовать автономную
теплоэлектростанцию (АТЭС) с когенерационными
установками (КРУ) на базе газопоршневых двигателей, с которых одновременно
снимается
электрическая и тепловая энергия.
- При этом в разделе ООС (стр.21) говорится о том, что
теплоснабжение и горячее
водоснабжение жилого комплекса
осуществляется 42-мя автоматизированными
пристроенными газовыми котельными, рассредоточенными по территории застройки
(водогрейные котлы фирмы Budezus, от I до 3-х шт в каждой) с дымовыми
трубами от 15 до
83м. Суммарная установленная мощность
223,3 МВТ (191,1Гкал/час).
- В процессе реализации проекта запроектировано снятие
растительного слоя толщиной
в 10 см с погрузкой и транспортировкой (складирование в спец. отвалах не
планируется).
При этом снимается только 10 см, а мощность гумусового пахотного горизонта
составляет
до 25-35 см.
- Анализ
объекта экспертизы и оценка допустимости воздействия принятых
решений на окружающую среду
- Существующая оценка территории
- В настоящее время большая часть рассматриваемой
территории свободна от застройки
Территория
застройки расположена в пойме р.Москвы (источник питьвого водоснвабжения
г.Москвы) между г.Красногорском и МКАД. Вдоль
шоссе тянется лесополоса из
лиственных пород шириной до 10-15 м.
- Территория
имеет небольшой уклон в сторону реки. Ближе к г.Красногорску пойма
пересекается речкой Банькой, впадающей в
Москву. Ранее участок застройки был занят под
сельскохозяйственные угодья. Около половины территории участка попадает
в пределы
водоохранной зоны р. Москвы (500 м). Часть территории попадает в пределы ООПТ «
Верхняя Москва-река»
- Абсолютные высоты от 126,1 м (урез воды в р. Москве) до 134,4м
(наиболее
удалённая от реки часть). Пойма на данном
участке сложена с поверхности суглинистыми
покровными отложениями мощностью 1.8-2,9 м, ниже залегают водонасыщенные
аллювиальные пески. Четвертичные отложения подстилаются юрскими глинами на
глубине 7-11 м от поверхности. С глубины 11,5-13,2
м от поверхности залегают
трещиноватые и кавернозные известняки верхнего карбона.
- Грунтовые воды
вскрыты на глубине 0.5-1,2 м.
- Планировочные ограничения
- На
рассматриваемой территории имеется ряд планировочных ограничений:
- СЗЗ от Пенягинсвого кладбища - 300м;
- СЗЗ от пескобазы - 300 м;
- СЗЗ от конного санатория -100м:
- 2-й пояс ЗСО источника питьевого водоснабжения г.Москвы и строгая зона
2-го пояса
(150 м);
- - водоохранная
зона и прибрежная защитная полоса p.p.Москвы и Баньки
(соответственно 500 и 100 м; 100 и 50 м);
- Основные виды воздействия проектируемого
объекта на окружающую среду при его
функционировании - загрязнение атмосферного воздуха, поверхностных вод и почвы,
ухудшение акустической обстановки, рекреационная нагрузка.
- Атмосферный воздух
- В пределах всей территории прогнозируется сверхнормативное загрязнение
аптосферного воздуха диоксидом азота (более 1 ПДК),. максимальные концентрации
диоксида азота на территории, примыкающей к проезжей части Волоколамского
шоссе, -5,5 ПДК.- Формируемое загрязнение воздушной
среды района за счет движения автотранспорта,
гаражей, открытых автостоянок и котельных
характеризуется превышением ПДК по
диоксиду азота вдоль Волоколамского шоссе в
5,0-5,5раз и по всей территории комплексной
застройки - 1,0 ПДК.
- Атмосферному
загрязнению способствует пониженное положение участка
застройки относительно Волоколамского шоссе
и примыкающих к нему с другой стороны
возвышенных территорий.
- Акустический режим.
- Основными
источниками шума являются Волоколамское шоссе, железная дорога
Рижского направления, городские улицы.
- Интенсивность шумового поля на прогнозный срок будет 65,5 - 78. 0 дБа.
Ширина
зоны акустического дискомфорта изменяется
от 45 м (улицы местного значения) до 170 м
(Волоколамское шоссе). Согласно представленным расчетам практически во
всех
проектируемых жилых домах (58 домов),
расположенных в 1 ряду застройки, уровни шума,
создаваемые движением транспорта, будут превышать допустимые нормы на 1,1 -
15,6 дБа.
Для жилых домов, расположенных перпендикулярно проезжей части, в
дискомфортных
условиях окажутся 1/2 или 2/3 помещений с
превышением нормативных уровней на 2,5-9.8
дБа. В помещениях ДДУ и школ уровни шума от транспортных потоков не должны
будут
превышать норму.
- Проектируемые
местные котельные приведут к повышению уровня шума на 1,7 - 3,8
дБа.- В разделе ООС в порядке рекомендации ставится вопрос о расположении
проектируемых зданий вне зоны акустического
дискомфорта, а в качестве защитных мер
предусматривается установка
шумозащитных окон и строительство зданий с использованием
шумопоглощающих материалов.
- Гидрогеологические аспекты
- Настораживающей
стороной реализации намеченного высотного жилищного
строительства является то, что по степени
опасности проявления (фактически не изученных)
карстово-суффозионных процессов территория Павшинской поймы относится к
потенциально
опасной и, согласно СНиП 2.01. 15-90 «Инженерная Защита...», к категории
подтопляемой с
высоким уровнем стояния подземных вод.
- По
совокупности факторов, определяющих категорию сложности инженерно-
геологических условий, рассматриваемая
площадка отнесена к. Ш категории сложности.
- Поверхностные и подземные воды
- Около половины территории
находится в водоохранной зоне Москвы-реки и ее притока
- р.Баньки (притока 1-го порядка).
Некоторые проектируемые сооружения по проекту
планировки размещаются в прибрежной зоне рек Москвы и Баньки.
- В жесткую 150 метровую зону 2-го пояса ЗСО попадают:
торгово-бытовой центр.
- ресторан на 100
мест, яхт-клуб, гостиница на 50 мест, музей Москва-реки, ресторан с
площадками отдыха на 50 мест, ботанический сад. ресторан-кафе на 100 мест, парк
экстремальных: развлечений, прокат скутеров и глиссеров, речной вокзал,
очистные
сооружения и др. В водоохранных зонах запроектированы: поликлиники, спортивный
комплекс, аквапарк с гидропарком, пождепо и пр.
- Все перечисленные объекты являются источниками химического и
бактериологического загрязнения водных объектов на территории намечаемой жилой
застройки.
- Проектом
планируется централизованный отвод бытовых сточных вод от жилых
домов, что позволит исключить попадание канализационных стоков в поверхностные
водные источники.
- Для
защиты водотоков (p.p.Москвы и Баньки) и подземных водоисточников
предусматривается очистка поверхностного стока на очистном сооружении. Степень
очистки и состав ОС не указаны.
- Для
исключения подтопления территории предусматривается устройство насыпи,
вертикальная планировка территории с организацией закрытой системы отвода
поверхностного стока от зданий и сооружений.
- Почвы и растительность
При санитарно-экологическом обследовании почвы
очаги радиоактивного
загрязнения не обнаружены, уровень химического загрязнения почвы оценивается
как-
допустимый. Уровни
ПДК превышены в
ряде проб по
свинцу и меди,
а также -
нефтепродуктам.
- В проектных материалах указано, что территория
проектирования местами покрыта
почвенно-растительным слоем, но там же
сообщается, что более 85% площади почв
находится под пашней, и мощность пахотного горизонта составляет 25-35 см.
- Согласно
архитектурно-планировочным решениям предусмотрено снятие
растительного слоя толщиной 10 см в количестве 140 тыс. mj,
что соответствует 140 га, то
есть большей площади застройки.
- Санитарная очистка территории
- Перечень отходов, образуемых при
функционировании проектируемого комплекса, и
примерные объемы их образования в
материалах не представлены. Не приведены
организации для размещения и утилизации отходов.
- Благоустройство и озеленение
- По проекту территория зеленых насаждений общего пользования (парковя
зона)
составит 8.9% всей территории микрорайона.
- Предусмотренная проектом насыпь слагается из неплодородных грунтов
разного
состава, от песков до тяжёлых суглинков, поэтому обязательным условием при
последующем озеленении и благоустройстве необходимо землевание насыпных грунтов
почвенно-растительным слоем не менее 20 см, иначе приживаемость посадок и
газонных
посевов будет крайне низкой.
- Общая оценка материалов.
- Представленный на экологическую экспертизу раздел
ООС является недостаточно
проработанным в части очистки
поверхностного стока, характеристики и рекультивации
почв.
- Отсутствует
информация об ООПТ «Верхняя Москва-река». Не документирована
оценка загрязнённости почв. Отсутствуют материалы согласований по застройке
водоохранной зоны и прибрежно-защитной полосы. Не представлен комплект
материалов
по землеотводу.
- Следует отметить, что санитарная служба области не
сочла возможным согласовать
данный проект в связи с возникновением ряда
несоответствий принятых в нем решений
действующим в стране
санитарным нормам. Это
касается взаиморасположения
- спорткомплекса
с бассейном и жилой застройки, АЗС и жилого здания, жиль^ с i роении
и
уреза воды двух рек, горнолыжного комплекса и жилья; необходимости \
ючнения
обеспечения микрорайона детскими
учреждениями; отсутствия сведений о месте рпчмещения
подземных водозаборов; неясности
положения по теплоснабжению и пр.
- По
результатам обследования территории с выездом на место подгомнительные
работы на территории поймы уже начаты - активно завозится грунт, это свиден'яьствУет
°
том, что решение принято в пользу 2-го варианта планировки рельефа и исключения
подтопления территории.
- Замечания и предложения
- 1. Раздел ООС для столь сложного
объекта выполнен поверхностно и декларотивно и
не отвечает требованиям пособия к СНиП
11-01-95 по составлению данного раздела
- В разделе «Охрана окружающей среды» не все подразделы
проработаны равноценно.
Отдельные компоненты природной среды
описаны недостаточно (почвенный покров,
растительность). Материалы, представленные на экспертизу, носят название
«Проект
планировки...», а не «...стадия
градостроительного обоснования», как пишут авторы
Необходимо представить полноценные разделы «Почвенный покров» и
«Растительныи
покров» с комплексом показателей экологического состояния.
- 2. В разделе «Охрана окружающей среды» отсутствует достаточная
характеристика
почвенного покрова. Отсутствуют характеристика почв по профилю, мощности
и их
состояния. Данные по химической загрязненности почв и данные по радиационном)
загрязнению не документированы, необходимо представить заверенные результаты
анализов. Желательно определить количество гумуса в пахотном горизонте.
- В
подразделе 5 указано, что почвенно-растительный слой покрывает с поверхности
часть участка проектируемых работ. Но в
архитектурно-планировочных решения4 (гаолЛо)
описано снятие растительного слоя толщиной 10 см в количестве 140 тыс.
м3, но
соответствует 140 га, то есть большей площади застройки.
- В
подразделе 8 (почвенные условия) отмечено, что территория npoeктирования
местами покрыта почвенно-растительным слоем, но там же сообщается, что более
85%
площади почв находится под пашней и мощность пахотного горизонта составляет
25-35
см. Отсутствует конкретная оценка площади, лишённой почвенного покрова, а также
размер площади под пашней.
-
3. В материалах проекта говорится, что рассматриваемая территория не изучалась
на
предмет наличия карстовых и суффозионных процессов и неизвестно, проходили ли
здесь провалы и оседания. Согласно картографическим источникам, упоминаем ым в
тексте
проекта, район Павшинской поймы примыкает с юга-запада и северо-запада к зонам,
относящимся к потенциально опасным или весьма опасным в отношении карстово-
суффозиозных процессов территориям. Ввиду размытости на большей части
участка
водоупорных юрских глин над карбоновыми известняками и гидрологической
связи с
горизонтом аллювиальных отложений район
работ опасен в карстово-суффозионном
отношении.
- В
связи с этим необходимо провести дополнительные инженерно-геологические
исследования на проектируемой территории до
принятия решения по привязки зданий
повышенной этажности.
- •
4. Не представлены данные о загрязнении подземных водоносных горизонтов,
связанные с хозяйственной деятельностью района застройки в период строительных
горизонтов
и при функционировании комплекса застройки.
- Не проработан в полной мере комплекс мероприятий
защитного и профилактического
плана, направленный на снижение степени
загрязнения плоскостного стока и
предотвращение загрязнения поверхностных водных объектов осваиваемой терртории.
- 5. В представленной документации только
задекларировано строительство очистных
- сооружений поверхностного стока. Но не
обоснована ни возможность варианта
сброса
стока в канализационную сеть, ни степень очистки до норм сброса в р.Москву.
- Не
назван вид планируемой очистки перед сбросом очищенных поверхностных
сточных вод в реку (физико-химическая очистка; сооружения искусственной
биологической очистки; сооружения естественной биологической очистки либо
доочистки).
Не оценена ориентировочно площадь, необходимая для размещения очистных
сооружений,
хотя площади под другие объекты оценены.
Она может быть разной в зависимости от типа
очистных сооружений. В Куркино. например, очистку поверхностного стока
планируется
проводить на гидробиоплощадках, которым предшествуют отстойники. Этот вариант
привлекателен по стоимости и в эстетическом плане, но требует пространственно-
ландшафтных проработок.
- Отсутствуют
состав очистных сооружений, оценка эффективности их работы,
расчёты, обосновывающие допустимость сброса очищенных вод в Москву. Есть только
одна цифра суммарной производительности очистных сооружений 150 м7час.
Отсутствует
характеристика обработки и утилизации осадков, постепенно накапливающихся при
очистке сточных вод. Отсутствуют методы и средства контроля за качеством
сбрасываемых очищенных сточных вод.
- 6. Зона акустического дискомфорта также
занимает значительную территорию.
- Неясно,
достаточно ли проведения шумозащитных мероприятий (установка
шумозащитных окон, строительство в первом
ряду застройки шумозащитных типов зданий)
для соблюдения санитарно-допустимой нормы или необходимо изменять
планировку
застройки района: располагать все проектируемые жилые здания вне зон
акустического
дискомфорта.
- Важным моментом уменьшения распространения звуковой
волны могло бы быть
создание высоких сплошных экранов вдоль Волоколамского шоссе и организация
разноуровневых посадок (деревья, кустарники) в несколько полос, вывод части
зданий из
зоны повышенной акустической дискомфорт нос
ти_ что должно быть проработано уже на этой стадии
проектирования.
- * 7.
Недостаточно проработаны меры по снижению прогнозируемого в результате
высокой автотранспортной загрузки сверхнормативного загрязнения воздуха
диоксидом
азота. Атмосферному загрязнению способствует пониженное положение участка
застройки относительно Волоколамского шоссе и примыкающих к нему с другой
стороны
возвышенных территорий.
- Вся
намечаемая жилая застройка ложится в пойменную котловину с превышением
ПДК на всей рассматриваемой территории (от 1 до 6ПДК). И это при современном
фоне.
Прогнозируется увеличение интенсивности движения по Волоколамскому шоссе
втрое. В соответствии с требованиями СанПиН 2.1.6.1032-01 (п.2.2 и п.3.1.2) при
размещении жилой застройки должно выполняться условие качества атмосферного
воздуха, т.е. концентрации вредных веществ
не должны превышать ПДК (в зонах отдыха, к
которым относится горно-лыжный комплекс - 0,8 ПДК).
-
- 9. Жилая
застройка предусмотрена в 20-75 м от уреза воды р.Баньки - притока 1
порядка р.Москва и в 100 м от уреза р.Москвы, что противоречит требованиям СП
2.1.4.1075-01 "Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы".
- 10. Планируется застройка водоохранной зоны р.Москвы и Баньки, в том
числе
прибрежной защитной полосы. Очевидно, инициаторы и разработчики проекта
предполагают разработку и утверждение
нового проекта водоохранной зоны и прибрежной
защитной полосы после застройки, что должно быть обосновано генпланом
города. Но
необходимые согласования по этому вопросу с территориальными органами
управления
использованием и охраной водного фонда МПР РФ в представленных
материалах
отсутствуют.
- Согласно
Положению о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных
защитных полосах (от 23.11.1996г. № 1404) в пределах водоохранных зон запрещается:
заправка топливом, мойка и ремонт автомобилей и других машин и
механизмов;
размещение стоянок транспортных средств;
проведение без согласования с бассейновыми и
другими территориальными органами управления использованием и охраной
водного
фонда МПР Российской Федерации
строительства и реконструкции зданий, сооружений,
коммуникаций и других объектов.
- Так как на территории жилой зоны однозначно предполагаются стоянки и
мойка
автомобилей, то необходимо представить более конкретные и обоснованные
решения
об очистке поверхностного стока.
- 11.
По данным изысканий уровень грунтовых вод находится на глубине 1 м.
Сезонные колебания - 0,5 - 1м. Следовательно, вся территория требует
водопонижения.
Это без учета потерь от водонесущих
коммуникаций. При этом предлагается строительство
подземных гаражей. Необходимо показать границы не только паводкового
затопления
территории, но и сопутствующего подтопления.
- 12. Необходимы расчеты по устойчивости осваиваемого
ландшафта.
Рекреационная нагрузка на прибрежные зоны не учитывает возможных посетителей из
г.Москвы (Митино, Строгино) и
г.Красногорска. Необходимо организовать ограничение
посетителей и автотранспорта на данную территорию.
- При
освоении пойменных земель с экологической и, особенно, водоохраной точек
зрения, степень озеленения территории
должна быть максимально высокой, а не 8,9 % от
площади застройки, а этажность застройки (с учетом устойчивости
пойменных
особенностей данного ландшафта) - максимально низкой.
- 13. Не обоснованы проектные решения по рекультивации
земель. В подразделе 8
указано, что при необходимости на нарушаемых при строительстве участках будет
предусматриваться предварительная срезка почвенного слоя на всю его мощность
(?) и
временное складирование для последующих работ по реабилитации территории
строительства. Но в Архитектурно-планировочных решениях (экономическая оценка
реализации проекта, табл.16) запроектировано снятие растительного слоя толщиной
в 10
см с погрузкой и транспортировкой. Во-первых, не проектируется
складирование. Во-
вторых, снимается только 10 см, а мощность гумусового пахотного горизонта
составляет
до 25-35 см, что не представляется
целесообразным. Таким образом, из материалов проекта
можно сделать вывод, что складирование плодородного слоя и его
возврат на участок
после застройки не планируются.
- Так
как поверхность поймы покрыта луговой и крупнотравной рудеральной
растительностью, которая имеет достаточно развитую дернину, то технически более
просто
и целесообразно снимать верхний слой
мощностью не 10 см, а 20-30 см (толщина снятия
определяется в ходе обследования) и складировать его в бурты,
огороженные с боков от
размыва, но открытые сверху для быстрой
минерализации дернины (в течение нескольких
тёплых месяцев). Таким образом, будет получен достаточно плодородный,
структурный
суглинистый грунт для озеленения. В заболоченных же понижениях верхний слой
почвы
снимать нецелесообразно.
- 14. Рекомендуется провести необходимый расчёт потребности в плодородном
слое
для нужд последующего озеленения и запроектировать складирование именно этого
количества.
- Так как насыпь будут слагать неплодородные грунты разного состава, от
песке:; до
тяжёлых суглинков (именно такие зайозятея уже сейчас), то является обязательным
при
последующем озеленении и благоустройстве землевание насыпных грунтов
почвенно-
растительным слоем не менее 20 см, иначе приживаемость посадок и газонных
посевов
будет крайне низкой. Опыт озеленения Митино., где с территории первых
застраиваемых
районов был снят и не возвращён плодородный почвенный слой, показывает,
насколько
длителен этот процесс для деревьев и кустарников, тем более в условиях высоких
антропогенных нагрузок. Завоз плодородного грунта после застройки обычно
происходит
поэтапно, растягивается на годы. Обычно завозимые для озеленения торфянистые
пылеватые грунты обладают по сравнению с пахотными суглинистыми грунтами худшими
агрофизическими свойствами (менее структурны, плохо водопроницаемы и аэрируемы,
склонны к пересыханию).
- Вышеперечисленные свойства имеют существенное значение
для озеленения в
водоохранной зоне, так как на почвах с
хорошим водным и воздушным режимом быстро
образуется дернина, формируются развитые корневые системы деревьев и
кустарников.
Структурные, хорошо аэрируемые почвы обладают более высокой очищающей
способностью по отношению к загрязнению почвы гельминтами, источником которого,
безусловно, будут домашние собаки, даже при наличии площадок для выгула.
- 15. Отсутствуют
проработки по обоснованию и технологии проведения озеленения и
благоустройства территории застройки. Представленная в проекте площадь
озеленения
территории (норма на 1 человека не указана) не отвечает градостроительным
требованиям.
Обеспеченность озелененными территориями в соответствии с требованиями СНиП
2.07.01-89* должна быть не ниже установленной нормы для городских условий (6.0 м
/чел).
- Объяснение,
что « на стадии градостроительного обоснования проектируется только
принципиальное территориальное размещение будущих зон зеленых насаждений...»
несостоятельно, т. к. представленные на экспертизу материалы являются проектом.
- 16. Горнолыжный комплекс с
гостиницей расположен в 50 м от жилой застройки, что
не соответствует требованиям СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03
«Санитарно-защитные зоны и
санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
- * 17. Из представленных материалов проекта неясно,
какова предполагаемая
численность населения района застройки (70
тыс. чел. в ООС или 27,5 тыс. чел. в разделе
«Архитектурно-планировочное решение»).
- 18. В материалах имеются
разночтения в площадях проектируемого объекта: 100га:
117га: 155,58 га. 169 га. Документы по землеотводу представлены на 155.58 га.
выкопировка с плана землепользования не представлена.
- Кроме
того, в соответствии со ст.35 ФЗ «Об охране окружающей среды»
землеотводные материалы по обоснованию инвестиций в размещение проектируемого
жилого комплекса на указанной территории (с учетом уточнения размера выделяемой
под
застройку площади) с разделом ОВОС,
оформленных в соответствии с требованиями СП
11-101-95 и пособию к нему, должны быть представлены на государственную
экологическую экспертизу в установленном порядке.
- 19. Имеются
разночтения в стадии проектирования представленных материалов,
названных либо предварительные проработки, либо проект планировки или проект
1-й
очереди (вероятно, ближе к истине второе название?).
- В
материалах проекта планировки необходимо выделить этапы застройки
территории и объектов, для которых будут разрабатываться проекты застройки.
- 20. Вопрос теплоснабжения в проекте четко не раскрыт: в разделе
ООС (стр.21)
говорится о том, что теплоснабжение и горячее водоснабжение жилого комплекса
осуществляется автоматизированными пристроенными газовыми котельными, в ТЭО в
качестве основного источника
энергообеспечения предлагается использовать АТЭС. Так. что
же будет принято к реализации !?
- 21. Полученные по ОНД-86, программе «Гарант-Универсал»,
вере.2.0. расчетные
величины ожидаемого загрязнения атмосферы, в
том числе и дымовыми газами газовых
котельных не исключают необходимости
доказательства возможности их строительства при
жилых зданиях, достаточности предлагаемых высот пристенных дымовых труб,
учитывая
строительство зданий повышенной этажности и влияние на процессы
рассеивания,
создаваемой ими т.н. аэродинамической* тени. Высота трубы в 15 м абсурдна в
такой
ситуации. Оснащение котельных системами
очистки газов указано только как рекомендация и
надо сказать, что для маломощных
котельных внедрение каталитической или иной очистки
газов от диоксида азота экономически неоправданно.
- 22.
В Архитектурно-планировочных решениях в списке основных планировочных
ограничений указано, что часть территории планируемой застройки входит в особо
охраняемую природную территорию (ООПТ) «Верхняя Москва-река», прилагается
графическая схема («План существующего
использования территории с планировочными
ограничениями»). В разделе «ООС» ООПТ не упоминается. Требуется дополнить ООС
информацией об ООПТ. Необходимо указать: статус ООПТ (местный, региональный,
федеральный), режим особой охраны (ограничения хозяйственной и иной
деятельности)
либо решение об упразднении ООПТ, о застройке ООПТ и т.п.
- * 23. Недостаточно проработана актуальная для
Подмосковья проблема ликвидации
строительных, а также бытовых и
близких к ним по составу, отходов; на какие конкретно
полигоны, свалки они будут вывозиться.
- 24. При создании современного многофункционального
селитебного образования со
всеми элементами социапьного. культурно-эстетического,
спортивно-рекреационного и
прочего обеспечения в пойме рек уместно было
бы ставить вопрос о времени выноса из
прибрежной полосы данной территории пескобазы.
- 25. Необходимо
представить предложения по проведению комплексного
экологического мониторинга на всей
территории «Павшинская пойма».
- 26. Проектные материалы (в том
числе причалы, места сброса очищенного
поверхностного стока, дренажные водовыпуски и др.) на согласованы с ФГУП
«Мосрыбвод» и ФГУ «Мособлводхоз».
- * 27. На данном
этапе проектирования должны быть представлены материалы
общественного обсуждения планируемой
застройки «Павшинская пойма» (требования
Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на
окружающую среду в РФ от 16.05. 2000 г. № 372).
- 28.
До решения вопроса о выделении данного участка под размещение жилого
комплекса с необходимой инфраструктурой на территории Павшинской поймы
Администрации г.Красногорска следовало бы
представить на госэкспертизу корректировку
проекта Генплана г.Красногорска с учетом перспективной застройки на
территории города
и пригородной зоны. Следует отметить, что
на исследуемой территории дополнительно
планируется освоение земельного участка площадью 107 га под
перспективную застройку
мкр. № 15 (Павшино), территориально
расположенного в пойме р.Москвы и р.Баньки и
примыкающего с западной стороны к
проектируемой территории «Павшинская пойма».
- ВЫВОДЫ
- 1. Представленные материалы планировки территории Павшинской поймы по
объему
и содержанию не отвечают требованиям
законодательных актов Российской Федерации и
нормативных документов по вопросам охраны окружающей среды и природных ресурсов
(СНиП 11-101-95 и пособие к нему по
составлению ООС, Инструкция по экологическом}"
обоснованию хозяйственной
деятельности, утв. Минприроды РФ № 539 от 29.12.95.).
- В материалах содержится оценка воздействия на окружающую среду, в
которой не в
полной мере обоснована возможность реализации намечаемой деятельности.
|